"... в России как-то вообще все опасно, и ты не можешь быть уверен, что сосед, с которым мирно прожил бок о бок двадцать лет, на двадцать первый не укокошит тебя национальным инструментом - топором. На общем фоне, честно сказать, ни наши фашисты, ни наши сатанисты особенно не выделяются - они остаются вполне на среднем уровне глупости, а действия их, по сравнению с действиями обычных уголовников, покрытых отнюдь не сатанинскими пентаграммами, а синими крестами, какой-нибудь отдельной жестокостью не поражают. В большом русском болоте и злое и благое тонет одинаково мерно."
М. Бутов, "Странности на завтра".
Хотелось бы заметить интересную штуку - т.н. "западные" фильмы о поездке в провинцию, в ходе-которой-что-то-пошло-не-так (французкая "
Граница", английское "
Райское озеро", американский "
У холмов есть глаза" - сотни их!) являются безусловными фильмами ужасов. Российские же - вроде "
Груза 200" и "Счастье мое" - киноленты о реальности, пусть и запредельной. И хотя у этих двух лент есть нечто общее, безусловные точки соприкосновения, сравнительному анализу их подвергать бессмыслено и не обязательно.
Фильм о дальнобойщике, который отправляется в очередную поездку и попадает в круговорот событий, которые резко меняют его жизнь. Фильм невыносимо сквозит фатализмом, и с первых кадров почему-то становится ясно, что ничем хорошим он не закончится ни для одного персонажа. Но поскольку в фильме есть главный герой - дальнобойщик - не вызывающий вроде бы, антипатии, но и не особо располагающий к себе, молчаливый, хотя и со странной улыбкой - хочется сопереживать ему, "зацепится" симпатией хотя бы к одному персонажу. Есть мнение, что главный герой - переосмысленный персонаж русских сказок, которому по дороге попался камень с устрашениями. "Налево пойдешь - коня потеряешь". Герой потеряет все, но прежде выслушает много историй от случайных попутчиков, падая при этом все глубже и глубже во мрак. Ближе к концу мрак сгущается настолько, что кажется сошедшим со страниц книг Ильи Масодова .
За сценарий Лозницы не хотел братся ни один российский продюсер, поэтому фильм снимали на Украине за украинские, немецкие и голландские деньги. Опаску и брезгливость российских продюсеров легко понять - такой фильм слишком "неудобен" на внешнем рынке, а во внутреннем прокате - и подавно.
Click to view