Feb 11, 2016 17:43
Александр Каплан объясняет, чем фильм «Матрица» интересен с точки зрения психофизиологии («Psychology»)
В длинном ряду художественных фильмов, где авторы теми или иными средствами современного кино - от художественной классики до цифрового киберпанка - пытаются проникнуть в тайны разума человека, совершенно уникальным событием до сих пор является фильм «Матрица». Созданный в 1999 году братьями Эндрю и Ларри Вачовски, в то время известными публике как авторы комиксов и парочки невзрачных триллеров, фильм «Матрица» взорвал массовое сознание людей, уничтожив в нем всякие границы между реальным и виртуальным мирами и поставив зрителей перед безответным вопросом: «А как же все устроено на самом деле?»
Симулированная реальность
В популяризации идеи обратимости виртуального и реального миров братья Вачовски преуспели гораздо больше, чем сам великий Рене Декарт, некогда развлекавший придворную публику головоломкой на тему о том, можно ли действительно доказать, что вся палитра испытываемых человеком ощущений по своему происхождению не есть отражение окружающей действительности, а всего лишь мастерская иллюзия, вызываемая злым демоном. Сам Декарт, наверное, с трудом верил в возможность создания такого иллюзорного мира, в котором незаметны «швы» между кадрами, разрывы в логике событий и прочие приметы «сделанности» картинки. Проще было полагать, что свой опыт ощущений человек приобретает в непосредственном контакте с реальностью, выслушивая, высматривая, прощупывая ее детали.
И только с появлением «Матрицы» стало совершенно очевидно, что стремительно накапливающаяся компьютерная мощь человеческой цивилизации может в какой-то момент оказаться достаточной, чтобы без всяких демонов симулировать не только «Звездные войны» и «Парки юрского периода», но и самую что ни на есть реальную жизнь человека: от звонка будильника и шипящей яичницы на завтрак до духовных инсайтов и межличностных отношений. Одна только проблема: как этот суперкомпьютер сможет навязать человеку свою симулированную реальность? Ведь как бы дети ни визжали при виде на IMAX-экране страшных динозавров, они всегда прекрасно отдают себе отчет в том, что это только кино, что динозавр сейчас не выпрыгнет к ним из экрана и что на самом деле они живут не в киношном, а в реальном мире. Эту детскую интуицию и тем более взрослое здравомыслие никогда не обмануть мультимедийными представлениями природы просто потому, что скупыми материальными ресурсами в виде изображений на экране, звуками из динамиков, воздушными струями от вентиляторов и наборами запахов из баллончиков не воссоздать точную копию реальности.
«Нейромант» Уильяма Гибсона
Автором литературной основы «Матрицы» Уильямом Гибсоном в его романе «Нейромант» был предложен совершенно новый ход: искусственные реалии природы экспонируются человеку не воздействием на его органы чувств, а посредством прямой передачи в его мозг последовательностей электрических импульсов точно по тем же каналам и в точно таких же кодах, как если бы эти импульсы приходили в мозг естественным путем от органов чувств. И в таком случае у мозга не остается никакой возможности отличить искусственные импульсы, сгенерированные компьютером, от естественных, пришедших от органов чувств, так как он по своей природе привык верить сообщениям от органов чувств. Осталось только синтезировать мегапрограмму генерации электрических импульсов, которые в своей совокупности не просто подменяли бы сообщения органов чувств, но комбинировали бы их в таких композициях, которые создавали бы в голове человека правдоподобный ментальный мир во всем его богатстве вещей, событий и межличностных отношений. Нет предела совершенству математических абстракций, и потому в конце концов, конечно, может быть создана такая мегапрограмма генерации искусственных ощущений, которую в своем романе Уильям Гибсон назвал Матрицей.
Естественный интеллект против Матрицы
Возможно ли, однако, с научной точки зрения, существование в голове человека непротиворечивой картины мира и его собственной деятельности в этом мире, когда все, что он видит, слышит, все вкусы и запахи, все его собственное поведение - все это на самом деле есть лишь самодостаточный ментальный мир человека, а не действительный внешний мир? Можно ли себе такое представить: вы гуляете по городу, и все вокруг, что вы видите и слышите, - это не реальные здания, деревья, люди, их мимолетные реплики друг другу, а всего лишь виртуальные объекты в вашем психическом мире? Оказывается, что с точки зрения современной психофизиологии здесь возможен только утвердительный ответ.
Иначе и быть не может, так как информация об окружающем мире попадает в мозг, как мы понимаем, не в виде фотографий, фонограмм и запахов, а все в тех же последовательностях нервных импульсов, в которые превращаются внешние воздействия с помощью рецепторов, покрывающих все тело, находящихся в ухе, сетчатке глаза, обонятельной выстилке носа, мышцах, - словом, во всех тех областях организма, от которых требуется непрерывная сигнализация в мозг. А те зрительные, звуковые и прочие образы, которые у нас в голове буквально «стоят перед глазами» или «звучат в ушах», - это всего лишь вторичные реконструкции, рождающиеся в мозгу на основе имеющегося жизненного опыта. Эти механизмы восстановления субъективных образов из потоков нервных импульсов от органов чувств остаются главной тайной мозга, на которую не посягнули даже авторы Матрицы, остановившись в своих фантазиях на этапе искусственной генерации мириадов нервных импульсов, филигранно индуцирующих рождение психических образов.
Единственным, в чем авторы Матрицы могли бы по-крупному не совпасть с научным представлением о природе психического, могло быть невнимание к необходимости обязательного для воссоздания ментальной картины мира взаимодействия человека с окружающим его миром. Ведь именно в тестировании своих психических образов на совпадение с внешней реальностью возможно адекватное поведение человека в этом внешнем по отношению к мозгу мире. Где это тестирование в Матрице, физическая плоть персонажей которой замкнута в бочках с питательным раствором? И вот здесь проявляется новая особенность шедевра Вачовски - его эвристичность, способность не только в своих персонажах, но и в умах зрителей генерировать новые инсайты. Если вдуматься, Матрица генерирует не только искусственные потоки нервных импульсов от органов чувств, но и пакетные команды к мышцам и ответы мышечных рецепторов якобы работающих мышц и рецепторов от других органов чувств о якобы произведенных человеком изменениях во внешнем мире. Таким образом, Матрица дает возможность своим персонажам постоянно тестировать адекватность своего ментального мира. Только тестирование это происходит не выходя за пределы все той же Матрицы. Получается, что подчиненные Матрице люди приспосабливаются быть адекватными в созданной этой Матрицей иллюзии реальности, потому им уже никак не разоблачить обман разума.
Казалось бы, марионетки Матрицы на всю свою жизнь обречены довольствоваться фальшивой ментальной деятельностью и питательным бульоном в бочке. Но нет, шедевры тем и отличаются от ремесленных поделок, что при ближайшем рассмотрении открывают в себе все новые качества. Так и в «Матрице»: главной интригой фильма является борьба естественного интеллекта с навязываемой ему иллюзией. Способен ли интеллект человека противостоять хозяйничающему на всех его входах и выходах суперкомпьютеру Матрицы?
Это фактически и есть фундаментальный вопрос психофизиологии: способен ли ментальный мир человека распознать чужеродность навязываемой ему виртуальной реальности? Ведь, не подобравшись к главной тайне мозга, к его способности создавать психическую реальность только на основе входных данных, Матрица не в силах напрямую управлять волей человека. Значит, заподозрив что-то неладное на своих входных регистрах, интеллект человека способен выстроить стратегию защиты на основе пересчета входных данных из предположения об их искусственности с последующим тестированием новых гипотез. В результате естественный интеллект человека со своей стороны может начать генерировать на входах Матрицы данные, создающие в ее ядре иллюзию управления ментальным миром человека, постепенно перехватывая у Матрицы рычаги этого управления!
Так и получилось: в момент опасности тысячный рой пуль, которые должны были изрешетить главного героя, был остановлен силой его воли, перехватившей их в буквальном смысле на уровне суперкомпьютерных вычислений Матрицы. Мир может спать спокойно, наука и сценарий братьев Вачовски свидетельствуют, что интеллект человека слишком долго шлифовался эволюцией и настолько хорошо приспособлен для реконструкции именно реального мира, чтобы его можно было так легко обмануть даже созданной злыми гениями Матрицей.
кино,
психология,
книги,
бытие,
культура,
образование,
наука,
иллюзии,
алгоритм,
программирование,
критика,
онтология,
управление,
сознание,
компьютеры,
мысли,
философия,
искусство,
размышления,
сюжет