Оригинал взят у
papuas_tt в
Доклад Патриарха, несколько цитат В заключительном слове на пленарном заседании XX Всемирного русского народного собора посвящённого теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:
«Перед нами стоит еще множество проблем, но совершенно очевидно, что в обществе возникает мировоззренческий консенсус, которого не было в 1990-е и даже в начале 2000-х. Мы проходили через такую внутреннюю борьбу мировоззрений, взглядов, подходов, которая была сродни гражданской войне. По милости Божией нам удалось предотвратить кровавую гражданскую войну в начале 1990-х годов, но эти внутренние противоречия ослабляли наш народ и наше государство. Сегодня под влиянием многих факторов, о которых здесь также говорилось, радикально изменилось умонастроение нашего общества. Это не значит, что все успокоилось, что нет никаких противоречий. Они есть и они, конечно, будут, но абсолютное большинство людей объединяется вокруг тех ценностей, которые сегодня так замечательно были сформулированы в выступлениях большинства наших ораторов. Хотел бы за все это сердечно поблагодарить и Всемирный русский народный собор, и народ наш».
Источник. Автору этих записок показалось важным начать своё короткое сообщение о XХ Всемирном русском народном соборе именно с этих заключительных слов Святейшего Патриарха Кирилла, потому что
радикальное изменение умонастроения нашего общества, о котором говорит Патриарх, требует от представителей власти соответствующих действий, а от народа адекватной гражданской активности в политической и социальной жизни страны.
Это так сказать эпиграф. В основной части статьи позвольте процитировать некоторые положения из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
«Когда речь заходит о взаимоотношениях России и Запада, даже о самом словосочетании «Россия и Запад», то обычно возникает два типа ассоциаций.
Первая связана с представлением о том, что западное общество неизменно является носителем передовых идей и достижений, с ним ассоциируются комфорт, материальное благополучие и научно-технический прогресс; российское же отстает в своем развитии.
Второе представление выражает идею якобы непримиримого, врожденного антагонизма, существующего между двумя мирами: цивилизацией Запада и цивилизацией Русского мира».
Патриарх считает, что «обе модели, описывающие отношения России с США и странами Европы, - как догоняющая, так и конфронтационная - уже не соответствуют реальной духовно-культурной ситуации в мире. Думаю, нам очень важно это понять и от этого отталкиваться в определении наших будущих отношений с Западом».
Важным моментом докладчику представляется « ощущение глубокого кризиса идентичности, охватившего западное общество. В основе этого кризиса лежит противоречие духовного порядка: с одной стороны, в обществе действуют глобалистские тенденции, активно пропагандируются идеи нарочитой секулярности и утилитаризма, а с другой стороны, - всё это наталкивается на сопротивление национальных культурных традиций, имеющих христианскую историю и христианские духовные корни.
В итоге современная модель общества все менее способна воспроизводить себя. Она уже не в состоянии следовать тем идеалам, которые были начертаны на знаменах буржуазных революций XVI-XIX веков. Слова «братство» и «равенство» давно ушли из либерального политического словаря, а ведь когда-то они занимали в нем очень важное, можно сказать, центральное место. Зато появилось много уточняющих определений слова «демократия», что как раз и свидетельствует о проблемах с демократическими институтами и принципами. Та же история с правами человека. В одних точках земного шара их нарушения не замечают, в других - обращают пристальное внимание и даже гиперболизируют».
«Поэтому правильно было бы говорить не о встречных путях развития России и Запада и не о догоняющем векторе российского развития, - уточняе докладчик,- но вслед за великим русским ученым
Николаем Данилевским признать факт параллельного пути развития наших обществ. Параллельное в данном случае не означает изолированное. Параллельное не предполагает взаимного исключения. Параллельное настаивает на самобытности и на праве на существование обоих путей развития».
О проблемах нравственных: «Происходящий на наших глазах подрыв нравственной основы человеческого бытия грозит расчеловечиванием мира. Не случайно футурологи все чаще поднимают тему постчеловека, а трансгуманизм - учение о скором преодолении человеческой природы и появлении нового класса разумных существ - становится все более популярным».
Об экономике: «мы не можем не сказать о проблеме неравномерного социально-экономического развития, во многом порожденного несправедливыми международными экономическими отношениями».
«Таково различие подходов по широкому спектру глобальных проблем. Вопрос, однако, заключается в том, что различие это с каждым годом, к сожалению, все более и более усугубляется. Причина тому - растущий ценностный разрыв между Россией и странами западной цивилизации, которого не было даже во времена холодной войны.
В ту пору Запад был еще един и не ставил под сомнение христианские основы своей идентичности, а в СССР, несмотря на декларативный атеизм советского государства, во многом доминировали христианские ценности и традиционная этика, сформированная в христианском обществе, что так ясно представлено в нашем советском кинематографе и нашей советской литературе. Благодаря этой общей ценностной базе и был возможен диалог, который продолжался десятилетиями, несмотря на различие идеологий и экономических моделей. Сам факт ведения подобного диалога способствовал решению множества проблем, и я уверен, в конечном счете, помог предотвратить Третью мировую войну».
Как тут не согласиться с докладчиком!
И последняя цитата.
На взгляд Патриарха «самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. И эта борьба проходит не только по границам, разделяющим государства и регионы, но и внутри стран и народов, - не исключаю, что и внутри нашей страны. И здесь происходит столкновение двух миров, двух взглядов на человека и на будущее человеческой цивилизации».
Источник. (Курсив автора статьи.)
Сознаю всё несовершенство своего труда, поэтому предлагаю читателям видеозапись доклада Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном русском народном соборе.
Click to view