Вот и отзвенел Последний звонок 2016-го года.
Волею судеб я в этом году присутствовал на этом празднике, а если конкретно, то на празднике, который устраивал для своих учеников
ТМОЛ (Таганрогский многопрофильный общеобразовательный лицей).
ТМОЛ - одно из лучших, а если верить выступающим гостям - самое лучшее общеобразовательное учреждение города - с углубленным изучением предметов по различным направлениям, от физико-математического, до социально-гуманитарного.
Статус учебного заведения был отражен составом почетных гостей.
Но главное, конечно, не гости, а ученики! А в этот день главные - выпускники!
А у выпускников ТМОЛ, ещё с прошлого века (как громко звучит) - с 1999 года - есть одна традиция, которую выпускники по настоящему начинают ценить только по прошествии нескольких лет.
Это традиция передачи символического знамени лицея от учеников, закончивших 11-й класс, ученикам, переходящим в 11-й класс - будущим выпускникам.
Знамя состоит из сшитых между собой лоскутков с именами выпускников и годом выпуска.
На лоскутках можно найти очень даже творчески выполненные автографы.
Традиция передачи знамени следующим выпускникам не только интересна, но и не лишена определенной энергетики.
Единственно чего, на мой взгляд, не дожали в церемонии, так это то, что нужно было развернуть это символическое знамя в полный размер. И сцена вполне позволяла это сделать.
Вот тогда бы его масштаб и энергия стали бы по настоящему ощутимы.
Ну, будем надеяться, что в следующем году удастся реализовать этот важный элемент.
Праздник по традиции проходил в гостеприимном "Зеленом театре" Парка им. А.М. Горького.
Учителя, почетные гости, родители и ученики сказали друг другу много теплых слов.
Выпускники говорили слова искренней благодарности своим учителям и лицею в целом, а получали в свой адрес, в основном, слова напутственные.
Это, конечно, правильно и напутственные слова звучали очень искренне, но пару раз я поймал себя на мысли, что в них есть нечто удручающее.
А причиной этих ощущений стали слова о том, что "очень важно выбрать свой правильный жизненный путь", причем желательно уже сейчас.
В результате складывалось впечатление, что детям предстоит не прокладывать свой путь
трудом, ища правильное направление в процессе, а крутить "колесо фортуны", если не сказать больше - барабан "русской рулетки".
Если сравнить, например, с поколением моих родителей, заканчивавших школу в 60-е, то они подобных удручающих факторов вообще не ощущали. Многие попробовали себя в весьма разных областях, в том числе, и поучиться в разных ВУЗах, а то и получить пару высших образований (не говоря уж о нескольких среднеспециальных). И, в результате, нашли свой путь и любимое дело.
И если мои ощущения, по окончании школы в начале 90-х, были не столь радужными как у моих родителей, но даже и они не были отягощены ощущением опасности ошибиться с первоначальным выбором пути! Опасность не поступить в ВУЗ с первого раза вообще не страшила.
С
появлением ЕГЭ и превращением общества в очень конкурентную среду неопределенность будущего для выпускников очень возросла. А необходимость завоевывания места под солнцем в жестокой борьбе дополнительно обострила нервозность молодежи. Да и современные методы обучения имеют весьма серьезные
подводные камни.
Поэтому напутственные слова выпускникам звучат как некая мантра: "пусть вам повезет в вашей дальнейшей жизни"!
Ибо уверенности в завтрашнем дне нет, ни у учителей, ни у выпускников!
И такой расклад мне кажется крайне бесперспективным! А значит надо что-то менять.