Маршрут, о котором я расскажу, очень лёгкий и, в то же время, красивый. Я там был в пятницу 19 швата 5776г. / 29 января 2016г. Это место находится примерно между Кирьят-Гатом и Беер-Шевой, если ехать по 6му шоссе на юг, то вскоре после того места, где шоссе 6 закончится и начнётся шоссе номер 40, нужно съехать с шоссе направо и поставить машину на площадке. Оттуда начинается дорожка, которая приводит к водоёму, образовавшемуся на ручье, перекрытом плотиной. Летом это озеро пересыхает.
Анемоны цветут, но в то время их здесь было не очень много.
Если хочется погулять совсем чуть-чуть, то можно дойти до озера и вернуться обратно. А мы пошли по тропинке дальше и пришли к разрушенному железнодорожному мосту через ручей Пура, построенному во время Первой Мировой войны.
Расскажу коротко историю этой железной дороги. Турки во время Первой Мировой Войны в 1915г. построили железную дорогу через Беер-Шеву на Синайский полуостров, где проходила линия фронта. Дорога была нужна для снабжения армии.
В 1917 году Британия пошла в наступление на север и вытеснила Турцию из Эрец Исраэль. Британия эксплуатировала железную дорогу в Беер-Шеву до середины 20х годов. Но к тому времени были построены автомобильные дороги, грузовики стали лучше, да и возить в Беер-Шеву много грузов не требовалось - это был маленький городишко. Железная дорога стала не нужна, движение прекратилось, линию разобрали.
Мост стоял ещё десятилетия, но был разрушен наводнением в 70х годах (я также где-то слышал или читал, что в 1992году).
Мы идём дальше к Тель-Наджила.
Вид с холма.
В давние времена, ещё в медном веке (хальхолит), более четырёх тысячелетий назад, на этом холме находился большой укреплённый город. Да и позднее, вплоть до византийских времён это место не пустовало.
Во время войны за Независимость на холме находился укреплённый пункт израильской армии, охраняющий подступы к аэродрому возле кибуца Рухама. (см. מבצע אבק)
На холме растёт огромное дерево тамариска (эшель). Ему примерно 400 лет. Это дерево, заметное издалека, многие годы служило важным ориентиром для путников.
До 60х годов этот ориентир использовали лётчики.
Ходит любопытная легенда о том, как турецкий поезд в 1917г. вёз золото.Однако в это время британская армия перешла в наступление, и поезд не смог доехать до пункта назначения. Тогда золото было спрятано - закопано в землю недалеко от дерева. С тех пор любители искать клады пытаются копать на холме в поисках турецкого золота. Смех смехом, а в ноябре 2015г. в Газе возле остатков турецкой железной дороги был найден клад золотых монет, относящийся к концу существования Османской империи!
Может быть это и было то самое золото? Ведь одна из версий легенды говорит, что поезд вёз золото в Газу! (Тогда мне непонятно, откуда ехал поезд, в этом случае он должен был ехать с юга. Но тогда выходит, что наступающая британская армия догнала поезд! Конечно, паровозы ездили медленно, а наступление было стремительным, но всё же не настолько, чтобы поезд не мог уехать.)
Что же касается копающих, то они больше похожи на обычных грабителей древности. К сожалению, в нашей стране это явление всё ещё очень распространено.
Вид холма с воздуха (фотография из Википедии).
Дорога спускается с холма. Оттуда можно было бы пойти в каньон реки Сад, но мы решили возвращаться.
Дойдя до ручья (нахаль Шикма), я испугался, что не смогу перейти его посуху и решил попытаться обойти. Это было ошибкой. Пройдя по дороге, затем посмотрев карту и поняв, что иду совсем не туда, пришлось возвращаться. Правда, по другому берегу ручья, который удалось перейти. Однако дорога “туда” была красивая, а “обратно” не очень, там грунтовая дорога шла по краю распаханного поля. На карте видна длинная петля, уходящая на юго-запад, туда ходить не нужно.
Далее идём вдоль бывшей железной дороги, вот остатки насыпи.
Опять приближаемся к Тель Наджила.
Возвращаемся к озеру.
Время около двух часов дня, напомню, что это в пятницу, к озеру приезжает довольно много людей на машинах, братья родные и двоюродные. Здесь лучше гулять утром.
карты.
Протяжённость маршрута составила 10.7 км, но если отбросить узкую петлю на юго-запад, то будет 8км. Ещё раз напомню, что эту петлю делать не нужно. Профиль не привожу, подъём очень небольшой, подъём на Тель Наджила символический. После дождей кое-где может быть грязно, ручьи нужно переходить по камням. В частности, в ручье Пура была вода и перейти посуху в районе моста его не удалось (да и не пытались). Если хочется прогуляться совсем немного, то можно дойти до озера и вернуться, там тропинка хорошая.