Feb 25, 2012 15:10
У меня есть один в меру хорошо знакомый православный мирянин. Мы разговорились с ним недавно за чашкой чая (и масленичными блинами с икрой) на тему «атрибутов православного». То есть тех его очевидных признаков, которые дают понять окружающим, что он православный - самодвижущаяся Иисусова молитва и свечение по ночам фаворским светом не в счет.
А вопрос оказался интересным.
Допустим, я священник, монах, матушка, работник Патриархии, церковный староста или вообще человек, очевидно связанный с Церковью своим послушанием или работой. Тут все понятно с атрибутами. А пусть этот мирянин будет обыкновенным прихожанином. Без послушаний, без духовника (таких сейчас подавляющее большинство), без знакомых среди священнослужителей (и иерархов). Каковы его атрибуты?
* Утренние/вечерние молитвы? Ой ли? Их не читают обыкновенные миряне.
* Евангелие, Псалтирь, Патерик? Тем более не читают (Евангелие мирянин читал во время воцерковления и сейчас ему хватает памяти о тогдашнем знакомстве).
* Храмовые богослужения? Но сейчас даже на воскресенье не всегда попадают действительно свободные дни у мирянина, так что никакой регулярной храмовой молитвы у него нет - так, наскоками, урывками.
* Причастие - хорошо, если раз в год.
* Пост? Мирянин много работает, сильно устает, питается часто кое-как и непонятно где у него, так что пост для него условен - мясо, возможно, не ест или в молочных продуктах изредка ограничивает себя.
* Церковные СМИ, церковный круг общения, вообще церковное информационное пространство? Мирянин погружен в него лишь частично, да и нельзя это назвать атрибутом.
Что еще?
К чему я веду (на самом деле к этому вел мой друг, и я был вынужден согласиться с ним). У современного мирянина нет вообще никаких явных атрибутов его православности.
Есть только нравственность (не без падений, конечно) и «Бог в душе».
Современный православный мирянин ничем снаружи всей своей жизни не отличим от приличного светского человека. А вот отличим ли он внутренне - большой вопрос.
Вполне возможно, что современный обыкновенный мирянин отличен от светского человека только фактом своего знакомства с Богом. Фактом личной встречи. «Вы знакомы с Богом? - Как-то не доводилось». Вот и всё.
О внешней Церкви