Есть на территории Минераловодского городского округа гора, Кинжал называется. Названием этим она обязана уникальной форме, которую имела вплоть до середины прошлого столетия - острый клинок, возвышающийся в небо.
Сейчас Кинжал больше похож на небольшой ни чем непримечательный холм на развилке дорог.
Версия №1. Аварии самолетов
Расхожая среди местного населения версия гласит, что Кинжал было решено взорвать из-за двух авиакатастроф, которые случались здесь якобы «по вине горы».
Дело было 31 декабря 1961 года. Самолет ИЛ-18 Армянской отдельной авиагруппы следовал рейсом Внуково - Ереван. Экипаж, в который входили командир А. Б. Оганесян, второй пилот А. Н. Шабонян, штурман В. Г. Шахбазян, бортмеханик Г. Г. Будуров, бортрадист П. А. Мхитарян и бортрадист-стажер Г. К. Никогосян и три стюардессы - А. О. Шахатуни, А. М. Проскурина и м. Х. Астатрян выполнял рейс вне расписания: аэропорт Еревана из-за непогоды был закрыт, поэтому пришлось направить борт в Минеральные Воды.
Каким-то чудесным образом на борту ИЛ-18, рассчитанном на 84 места, в итоге оказалось 110 человек, 26 из которых, по сути, стояли или сидели на чемоданах весь полет. Подобный перегруз на борту не мог не сказаться на центровке самолета: центр тяжести сместился ближе к хвосту, составив 24,5% САХ, что на 1% превышало допустимые значения этого показателя.
В 17 часов 50 минут перегруженный самолет начал заходить на посадку со стороны села Канглы. Года в Минеральных Водах тогда оставляла желать лучшего: в районе аэропорта стояла 10-балльная облачность с нижней кромкой облаков на высоте 120 метров, шел слабый снег. Не сумев установить визуальный контакт с ВПП, пилоты приняли решение уходить на второй круг. Самолет был в тот момент на высоте 90 метров.
Совершая разворот еще на круг, пилоты почему-то не стали набирать высоту, что и стало роковой ошибкой: в 17 часов 58 минут самолет врезался в землю в 3 километрах от аэропорта и загорелся.
В результате авиакрушения погибли тридцать человек, в том числе двое членов экипажа.
Вторая трагедия случилась 15 февраля 1977 года. Тогда ИЛ-18В Аэрофлота выполнял рейс Ташкент-Нукус-Минеральные Воды. На борту находились 92 пассажира, в том числе четыре ребенка. Снова плохая видимость, решение идти на второй круг и удар о землю - в результате ошибки пилотов погибли 76 пассажиров, трое из которых дети.
По мнению многих минераловодцев, именно из-за того, что Кинжал мешает самолетам при заходе на посадку, гору и существенно «подрезали». Поэтому она так сейчас выглядит.
Версия №2. Камнедобыча.
Есть и вторая версия того, почему взорвали гору Кинжал. Она более прозаическая и приближена к реальности.
Как и гора Змейка, Кинжал привлекал к себе внимание геолого-разведчиков, которые искали под горой уран. Но уран не нашли, зато нашли запасы высококачественного щебня, который сгодился бы в строительной отрасли. Поэтому взрывчатка была помещена в старые «урановые» штольни, а взрыв Кинжала обеспечил Советский Союз десятками тысяч тонн строительных материалов.
P.S.
Какой версии доверять - каждый пусть решает для себя. Важно одно - горы Кинжал в том виде, в каком она была сотворена природой, уже нет.