Андрей Мозгов: "Это элементарные вещи, которые не прописаны в учебниках"

Mar 27, 2015 12:30

Жизнь - такая штука, может случиться все, что угодно... И не всегда это "что угодно" - позитивное событие.. Но, несмотря ни на что, мы должны быть готовыми принять вызов судьбы и постараться сделать при этом все правильно. Ибо в некоторых моментах именно наши правильные действия могут спасти человеческую жизнь...

Вчера, 26 марта, в городе Черкесске под лозунгом "Научись спасать жизнь!" стартовал первый блогтур в рамках проекта #КавказБезОпасности (о котором я уже писал в 2014-ом)... Но в отличие от прошлогодних мероприятий, эта серия встреч со спасателями будет не "примерно-показательная", а "обучающая"... Сотрудники МЧС покажут и расскажут как нужно вести себя в случае чрезвычайной ситуации, а также дадут возможность прессе и блоггерам ощутить на себе бремя "пострадавшего" и "спасателя".

Часто при ДТП происходит так, что свидетели происшествия достают сами пострадавшего из машины до приезда спасателей, доламывают ему руки, выламывают шею, и начинают оказывать первую помощь, просто продавливая грудную клетку так называемым "искусственным дыханием". Но бездеятельность в подобном случае тоже соразмерна преступлению... Так как себя вести и что делать, если вы оказались свидетелем дорожно-транспортного происшествия, чтобы помочь пострадавшему?
Об этом нам рассказал начальник Карачаево-Черкесского поисково-спасательного отряда Андрей Мозгов. Думаю, каждому нужно знать, что в подобной ситуации делать или, наоборот, что делать ни в коем случае нельзя...




"Есть масса рекомендаций, разработанных научно-исследовательскими институтами, но все эти методики подходят только профессионалам, спасателям. Каждый из вас, в том числе и я, может стать просто свидетелем дорожно-транспортного происшествия, либо участником. Именно тем опытом, который был мной приобретен за все время работы в службе, я постараюсь поделиться. Именно с позиции обывателя, очевидца дорожно-транспортного происшествия.

В 2011 году мне посчастливилось побывать в Соединенных штатах Америки. Абсолютно не по работе, но так получилось, что мы посещали пожарные части, наших коллег… Помните, наверное, передачу «911»… С упоением мы ее смотрели. Вся страна смотрела, бабушки плакали (улыбается), смотря как спасатели снимают кошечек, собачек с деревьев… Мы же немного по-другому смотрели на эту ситуацию, как наши бравые американские спасатели в течение двух суток вытаскивают пострадавшего из двадцатиметрового ущелья, хотя это можно было сделать за час. Ну, у них немножко другие подходы, требования безопасности и так далее. И у нас есть, что у них перенять...

Самое главное, мысль, которую подчеркнул в свое время Сергей Кужугетович Шойгу, создавая Центр управления в кризисных ситуациях, , пока не могу сказать, что его цели достигнуты. Диспетчера, которые принимают сигнал, должны действовать по-другому. До тех пор, пока на место чрезвычайной ситуации не прибудут либо пожарные, либо спасатели, диспетчер трубку не положит. Он является одновременно психологом, медиком, спасателем. Этот диспетчер прожил активную жизнь, он имеет громадный опыт, и по большему счету диспетчер управляет этим человеком, который стал очевидцем любого происшествия: дает какие-либо команды или просто спрашивает.
Этот человек является глазами, руками, чем угодно диспетчера. И на момент прибытия спасателей и пожарных основная часть превентивных работ по локализации поражающих факторов очевидцем выполнена. Только тогда диспетчер кладет трубку.
У нас, к сожалению, пока все не так. И диспетчера работают как придаточное звено: принят сигнал, передали другой инстанции и не понимают, что дальше происходит: иногда адрес путают, иногда ущелья - если ЧС произошло в горах. Немножко не так, как должно это быть на самом деле. Но мы к этому стремимся. Поэтому сегодня будем рассматривать тот вариант, когда вы стали очевидцем ДТП и помочь можете только благодаря подсказкам и  собственному опыту.

Представьте, дорожно-транспортное происшествие. Человек зажат в автомобиле. Вы остановились. Что нужно сделать в первую очередь? По логике…

- Звонить в экстренные службы… Ни в коем случае не трогать пострадавшего… оказать пострадавшему первую психологическую помощь…

Абсолютно верно. Но есть определенный алгоритм действий в случаях ДТП. Главное, первое, что нужно сделать, это провернуть ключ в замке зажигания, чтобы эта авария не продолжала развиваться. Потому как человек, попавший в аварию, с большой вероятностью не выключил мотор автомобиля. Само собой, электроника работает, и при условии утечки горюче-смазочных материалов, очень велик шанс, что машина загорится, и ваш пострадавший сгорит до приезда спасателей. Это первое, что вы должны сделать как человек, ставший очевидцем аварии.



Есть еще некоторые, достаточно элементарные вещи, которые в голову могут не прийти. Автомобиль стоит над обрывом. Есть вероятность того, что он рухнет в реку. Каким образом, при условии, что у вас нет троса, инструментов для закрепления каким-то образом машины, уберечь автомобиль от падения?
Тоже элементарно. Просто спустить колеса. Уверяю, на спущенных колесах вы не столкнете даже самый легкий автомобиль. Это элементарные вещи, которые не прописаны ни в каких учебниках…

То, что касается пострадавших… Ни в коем случае, если пострадавшему не угрожают никакие сопутствующие аварии факторы: не требуется срочная искусственная вентиляция легких, машина не горит, кровотечения не серьезные, - ни в коем случае не трогайте пострадавшего.
Менталитет наших республик такой, что часто этим грешат. Авария. Машину растянули двумя КамАЗами, вытащили человека… А дальше что?.. Просто при этом он еще получил кучу травм. Статистика при ДТП неумолима… 30% погибают на месте от травм несовместимых с жизнью, 30% - от неправильно оказанной первой доврачебной помощи.

Очень много травм, характерных для ДТП. Почему всегда пострадавшему накладывают «воротник» на шею? Потому что при ДТП, даже при ограниченных скоростях, у не тренированного человека случается травма шейных позвонков - 100%. Не перелом, конечно, но обязательно травма случается. И своими неправильными действиями (взяли, например, его за голову) при оказании помощи, вы своими действиями можете просто добить человека.
У нас заповедь: «Ни в коем случае не навреди!». Человек при ДТП уже получил свои травмы и больше получить может только от ваших неумелых действий.

Что касается кровотечений - это уже частные факторы. Здесь очень много способов, чтобы остановить кровотечение.
Любой перелом (руки, ноги)… При этом не обязательно иметь жгуты, шины. Автомобильный коврик может сослужить вам шикарную службу. Просто замотайте перелом автомобильным ковриком и ремнем безопасности… При этом не надо панически искать, чем замотать… Ремни безопасности есть в каждой машине. Они настолько жесткие и мощные, что, уверяю, выдержат очень большую нагрузку…

Это все мелочи, которые приобретаются только жизненным опытом. Не нужно для этого ждать спасателей или пожарных, которые приедут. Вы на первом этапе как очевидцы можете провести кучу всяких превентивных мероприятий, чтобы сберечь человеческую жизнь. По крайней мере, сохраните человека не в худшем состоянии после ДТП до приезда спасателей..."

Согласитесь, друзья, элементарные, простые вещи, которые и в голову не могут прийти как раз из-за своей очевидности... Мы пытаемся внушить себе, что при происшествии для спасения человека необходимо сделать что-то героическое, невообразимое по своей сложности, но оказывается, что это совсем не так...
И, зная эти моменты, в случае если мы станем свидетелями ДТП, мы сможем помочь пострадавшим до приезда спасателей. Действительно, правильно говорят: все гениальное просто...

Продолжение следует...

Фотографии Алима Калибатова и Кантемира Давыдова

блогтур, Карачаево-Черкесия, #КавказБезОпасности, Кавказ

Previous post Next post
Up