Ксения Дмитриева и Екатерина Негруца: «Дети остались довольными. Это главное»

Oct 19, 2014 19:35

Одним из самых больших впечатлений этой осени стал для меня спектакль-невидимка «Вольке», который актеры московского театра имени Булгакова представили на суд детей-учеников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №18 III и IV видов города-курорта Кисловодска, что находится в Ставропольском крае.
Я писал о спектакле и своих эмоциях вчера в посте «Закрываешь глаза...», сегодня же хочу представить вам руководителей проекта «Спектакли-невидимки» и поговорить с ними о том, как, по их мнению, прошел спектакль.

Знакомьтесь, друзья! Гости рубрики «Беседа с интересным человеком» Ксения Дмитриева и Екатерина Негруца.

В узком школьном коридоре, ничем не отличающимся от тысячи таких же коридоров учебных заведений по всей стране, мы нашли с Ксенией свободную лавочку возле окна, где, собственно, и решили поговорить.
Громкий гул детей-учеников школы-интерната, которые то и дело ходили перед нами и с интересом посматривали на новых людей. Ведь вместе с этими людьми к ним пришел большой праздник...

- Ксения, для нашего региона то, что сделали вы с командой - очень удивительное и приятное событие. Скажи, пожалуйста, кто организатор и идейный вдохновитель показа спектакля «Вольке» нашим детям?

- Этот спектакль мы сделали на базе музея «Булгаковский дом», который находится в Москве. И все ребята-актеры, которые сегодня здесь, оттуда. Текст для спектакля был написан специально автором Корги Вельш.



- Получается, это премьера спектакля?
- Нет, это не премьера. (улыбается) Проект существует уже два с лишним года. Дело в том, что до этого у нас не было финансирования, но в том году «МегаФон» нам дал определенную сумму на аппаратуру (часть денег на нее мы нашли самостоятельно), а в этом еще и на поездки. И осенью это первая поездка.
Вчера был День белой трости. Так совпало, что вчера мы дали один спектакль и один сегодня. Можно, конечно, к этой дате приурочить спектакль, но мы в любом случае должны были дать его в этом месяце. Так удачно совпало... (улыбается) В следующем месяце мы едем в Сочи, потом планируем в Екатеринбург.

- Как появилась идея о гастролях по стране?..
- Почему мы ездим? У нас есть спектакль и всего одна школа на всю Московскую область, где учатся тотально незрячие дети. Допустим, мы показали три спектакля, дети их посмотрели. Но три спектакля - это же мало! И поэтому мы решили перемещаться. Приехали мы все из Москвы, всю аппаратуру везли на себе. Вот, первый раз на самолете... Аппаратура уцелела... (смеется)

- Это очень хорошо, что выбрали именно наш регион. Кстати, скажи, как выбраны города для посещения со спектаклем? Почему Кисловодск?
- Первичные города, конечно, это где есть хоть какие-то знакомые. Здесь, например, девочка-волонтер Ольга Ми, художник и дизайнер, которая работала в нашем театре одно время, помогла нам найти школы. Легче делать, когда какой-нибудь человек на месте находится, и мы уже с ним непосредственно связываемся.
Почему, например, Екатеринбург?.. Из Нижнего Тагила у нас Ярослав Жалнин. В Сочи же мы едем на фестиваль «Кинотаврик»...
Вообще, идея проекта появилась после общения с незрячим человеком Леонидом Шороховым, директором благотворительного проекта «Сказка всем». А после, первое, что я сделала, это позвонила в Общество слепых, и они нам дали адреса школ для тотальных незрячих. У нас же ориентированность на совсем незрячих...
Здесь, в Кисловодске, все равно смешанная аудитория. Видел же ребят в коридорах, которые бегают? (улыбается) И сейчас у нас на спектакле было всего человек пять - шесть слепых, наверное. А мы для них делаем все это. Те, кто зрячие, в итоге надели маски.

- То есть спектакль идет на уровне звуков?..
- Это как радиоспектакль, только там еще есть кинестетика и запахи. Там мы их трогаем, даем шляпы... (улыбается) Вчера мальчик, очень сложный... Он надел на себя эту шляпу, а там в сказке Карл, главный герой, как раз в этой шляпе был, и именно из нее появлялся волшебный помощник, именно эта шляпа помогала скрыть какой-то недостаток. Весь спектакль он просидел в шляпе, и в конце представления ребята-актеры объявили детям, что у нас появился свой Карл в этой школе. (смеется)
Разная, в принципе, реакция бывает... Забавные вопросы задают дети. Вчера мальчик один спросил, что, кстати, доказывает лишний раз, что они действительно не подглядывают: «Вот там мальчик Карл пришел домой, разделся и лег в кровать... А вы по-настоящему раздевались?»... (смеется)
Еще один забавный случай был у нас как-то в Москве... Мальчик подошел и сказал, что ему так сильно понравилась сказка, что он попросит маму, чтобы она книжку эту написала. (смеется) Он не знал, что это уже готовый рассказ. (улыбается)



- Смотрю, дети подходят постоянно, просят автографы. По всей вероятности, им спектакль очень понравился...
- Да, вчера была просто заинтересованная публика, а сегодня уже конкретно пятый - шестой, наверное, класс.. Мы вчера снимали свое видео, взяли пару интервью у детей. Они довольны. (улыбается)
Для них это всегда праздник. А у нас тем более еще есть актеры, которые снимаются в сериалах, поэтому их знают. Это Егор Сальников и Ярослав Жалнин.
Я не хвастаюсь. Это, конечно, не показатель чего-то. Но я говорю, что дети есть дети, и в любом случае они их узнают... (улыбается)

Ксения удаляется к актерам, которые общаются в непринужденной обстановке за обедом с самыми маленькими зрителями.
Дети по-старше, приятно всполошенные приездом гостей, с тетрадками и ручками подходят и просят расписаться на память... В перерыве между раздачей автографов Екатериной поклонникам, мне удалось перехватить для беседы режиссера спектакля «Вольке» и задать ей несколько вопросов.

- Расскажи непосредственно о спектакле, как непосредственный его участник. Какие общие впечатления, ощущения?
- Это проект, в котором всегда остается момент, что можно сделать лучше. Это бывает в любой работе, но в этой особенно... Когда ты понимаешь, что у тебя есть только один шанс удивить и второго раза не будет. Поэтому здесь, как никогда, ты постоянно чем-то недоволен: здесь можно было сделать лучше, а здесь точнее. Мы постепенно привыкаем работать с детьми, которые не видят или плохо видят. Есть детали, которые мы не учли после прошлых спектаклей. Поэтому я не до конца довольна... Но в следующий раз мы избежим этих недочетов. (улыбается)
По реакции детей мы поняли, уже по первому спектаклю, что у нас получилось, то что мы и хотели: погрузить в атмосферу сказки, чтобы этот час они провели интересно.



- Судя по лицам детей, вам это довольно неплохо удалось. Что можешь сказать об игре актеров? На взгляд стороннего наблюдателя, они справились с работой великолепно, но что скажет режиссер?..
- Здесь больше не актерская игра, а работа с текстом. Вернее, здесь очень много актерской работы, но она нестандартная.
Ребята молодцы! От них зависит как пройдет спектакль, мне остается только доверять им и помогать по возможности. Поэтому мы и вместе, что я могу им доверять.
Мне когда что-то не нравится, я делаю замечания. Но в этом спектакле замечания не так делаются, как в обычных. Потому что, как бы мы к себе сами строго не относились, нужно сохранять очень много доброты, даже внутри проекта. Ребята обязаны, и я обязана подходить профессионально к делу, но я никогда не повышаю голос в подготовке этого спектакля.
Я довольна этим спектаклями всегда только потому, что они это всё выдерживают. (улыбается)

- Если посмотреть по именам, труппа собралась очень добротная. Как получилось собрать всех вместе для этой работы?
- Мы все работаем в одном театре. Когда Ксения Дмитриева (куратор нашего проекта) предложила мне сделать совместно этот проект, я уже знала к кому можно обратиться: кто будет отдаваться этому делу на столько, на сколько это нужно. Я знаю, что ребята на сто, нет, даже на двести процентов, выполнят работу.
Сейчас мы, все кто сегодня участвовал, делаем второй спектакль "Чучело" по повести Железнякова...

- Этот спектакль будет идентичен «Вольке»?
- Не совсем. Да, это тоже спектакль-невидимка, но для более старших классов. Если в «Вольке» только рассказчик, то этот спектакль игровой будет. Там очень много действия, к тому же там есть погони. Зрители как будто попадут внутрь кино...



- Боевик? - неожиданно спросил мальчик, стоящий рядом...
- Скорее экшн. (улыбается) Точно не боевик, мы там никого убивать не собираемся. (смеется) Это очень доброе произведение, но там рассказчиков практически не будет.
Методы будут использоваться те же, в этой же лаборатории. Правда, в этот раз мы будем записывать звук, и это задача нашего звукорежиссера. Звуки на улице, где идет дождь, или в доме дедушки... Какие там скрипы, шорохи...

- И где состоится премьера «Чучела»?
- В Москве, в театре Булгакова. Мы планируем сыграть спектакль не меньше двух раз, и уже потом начинать выводить его. Планируем в январе в Екатеринбурге показать.

- То есть, скорее всего, эти ребята, что сейчас стоят возле нас, смогут увидеть «Чучело»?
- Мы очень надеемся. (улыбается) Школа нас уже приглашает и играть, и жить здесь. В этот раз мы жили в Пятигорске, играли в Кисловодске. Да, не далеко, но время на переезды занимает. А так будет еще больше возможностей. Поэтому мы с удовольствием еще раз сюда приедем. (улыбается)



Времени катастрофически не хватало... Дети то и дело подходили с тетрадками, а надо было еще пообщаться с самыми маленькими, собрать реквизит и ехать в Пятигорск...
Поблагодарив, я отпустил Екатерину к маленьким театралам и коллегам по театру Булгакова...

Признаюсь честно, друзья, но после того, что я увидел в школе-интернате, я совершенно по-другому начал смотреть на некоторые вещи... И спасибо за это Ксении, Екатерине и всем участникам проекта для слабовидящих и слепых «Спектакли-невидимки»!..

Беседы с другими интересными людьми...
Ражап aka Wild_Che Мусаев: «Я об этом никому и никогда не рассказывал...»
Алим Radioman07 Калибатов: «Я знаю, что у меня есть друзья, и друзья знают, что я есть у них»
Олимпийский чемпион Мурат Карданов: «Как хорошо, что я не подвел своих земляков!»
Сухраб Салпагаров: «Я выполняю свой гражданский долг... И уже почти его завершил...»

Беседа с интересным человеком, Ставропольский край, Кавказ

Previous post Next post
Up