На войне с молитвами к Богу

Nov 16, 2012 14:19


"Война  будет преследовать тебя до того момента, пока о ней ты не расскажешь во всеуслышание..."

Это наставление мне дал писатель Сергей Буров, когда в один из дней мы с ним разговорились о моей работе над рукописью "Кавказский рецидив. Грузинский дневник русского солдата", посвященной трагическим событиям августа 2008 года на территории Южной Осетии. Пережив в Грозном первую чеченскую кампанию, Сергей Глебович как никто другой знает, что творится на душе у человека, видевшего, все круги военного ада, и о том, как много хочется об этом рассказать писателю-очевидцу. Но, с каждым новым написанным листом, воспоминаний становится еще больше, превращая работу над книгой о войне в своеобразную гонку за призраком: вроде и цель видна на горизонте, однако добраться до нее фактически невозможно. Ты начинаешь переписывать, казалось, уже готовый материал, дополнять его, что-то вырезать... и так по кругу, без конца.
Единственное, что может спасти от "преследования войны" - это, по словам Бурова, отдать материал в типографию... В этом случае править рукопись будет уже поздно, и мысли о том, что ты что-то не написал, постепенно уйдут.

Я, к сожалению, пока еще нахожусь в стадии "гонки за призраком", и именно поэтому сегодня в который уже раз достал свою рукопись из комода... В большой кипе бумаг, посвященным повествованию перемещений солдата N воинской части N в Южной Осетии, я наткнулся на одинокий лист формата А4 с небольшой заметкой под названием "На войне с молитвами к Богу". 
Не помню, если честно, когда и для какой цели я написал ее, но сейчас,перечитывая эту заметку снова и снова, я поражаюсь: как мог я раньше кратко и лаконично писать материалы?..



"Войны не заканчиваются. Заканчиваются лишь жизни солдат, что воюют в них", - говорят многие. И действительно, невозможно сосчитать, сколько молодых парней пало смертью храбрых на полях сражений. Сколько слез за них пролили матери, сестры, жены и дети. Сколько безымянных братских могил хранят в себе останки Защитников Отечества.
Солдат на войне - это больше, чем солдат. Это герой...

Они сидели на броне. Восемнадцатилетние российские солдаты - грязные, голодные, не спавшие уже несколько суток. Яркая военная форма, после долгих скитаний по южной земле, из-за песка и пыли окрасилась в желтовато-серый цвет. А, когда-то до блеска начищенные кирзовые сапоги, сейчас приобрели красно-коричневый кирпичный оттенок. Еле дыша через белый тканный материал, служащий чем-то вроде респиратора, солдаты спокойно общались между собой.

В их глазах была явно заметна усталость. Усталость даже не столько физическая, сколько моральная - с боями пройдена почти вся Осетия, выпущено неисчислимое количество снарядов, убиты сотни людей - трудно такое выдержать молодому парню. Парню, которому еще совсем недавно исполнилось восемнадцать, который еще вчера вел спокойную жизнь "на гражданке" и не осознавал, как жизнь прекрасна и бесценна.

И многие не осознают этого. Многие... Только не тот худощавый старик, что подошел сейчас к колонне военной техники. Маленького роста, в потрепанной войной одежде, с тростью из кривой палки в правой руке, остановившись перед солдатами, он долго смотрел им в глаза. Прокручивая воспоминания о прошедших кровавых днях, доблесть и мужество российских военнослужащих, старик опустил голову. Он снял с нее плетенную из камыша шляпу и, взглянув на солдат своими мокрыми от слез глазами, произнес: "Удачи вам, ребята. Да хранит вас Господь!"

Через минуту старый осетин уже шел по дороге от колонны к своему разбитому снарядами вражеской артиллерии дому. А российские воины смотрели ему вслед, благодаря его за поддержку, и благодаря Бога, что такие люди живут на этой земле.

И действительно, Господь хранил этих ребят. Они без потерь прошли всю войну... А все благодаря молитвам матерей и славного осетинского народа.

Грузия. Южная Осетия. Абхазия., Кавказ

Previous post Next post
Up