Фотография 9х15

May 01, 2021 23:23


Сегодня Мама прислала мне много старых фотографий и на некоторые из них я не могу перестать смотреть.
Первая - с семейного празднования свадьбы родителей. Моя семья в том составе, в котором я знала ее всю жизнь (родители отказались устраивать большое празднование на всю родню)



Слева на право: в нижнем углу мои родители, за папой - его родители - моя бабушка, нанайка (по-татарски это значит бабушка) - Нажия Батыршиновна, и мой дед - Фариджан Файзганович, слева от него - мамина мама, Бабушка Тамара Петровна (баба Каня, как достаточно долго звала ее я). По центру во втором ряду мамина подруга, тетя Аля, свидетельница с маминой стороны (единственный не родственник на фото). Крайняя в верхнем ряду - Лёлька, моя двоюродная (троюродная? Как там высчитываются эти степени родства?) тетка Полина Александровна - мамина кузина и племянница бабушке (дочь ее старшей сестры), справа от неё - ее супруг, дядя Серёжа (Сергей Александрович). Девочки в нижнем ряду в центре - мои троюродные сёстры, дочери тети Лёли и дяди Сережи, младшая - Катя, старшая - Света. Замыкает нижний ряд папина сестра, моя тетя Гуля (из интересного - Света и Гуля - ровесницы, им тут по 15 или 16 лет). Интересно, кто фотографировал, наверное, свидетель со стороны папы.

Судя по ковру, фотография сделана у нанайки дома, и, наверное, это чуть ли не единственный раз, когда все собрались. Как-то бабушка недолюбливала папиной родни (как и папы, но это отдельная история), а к тётке почему-то всегда ходила только малый состав нашей семьи, несмотря на то, что старшая теткина дочь и папина сестра учились в одной группе в училище (или техникуме? Чем-то таком).

Более потрясшее меня фото - с бабушкиной свадьбы





Здесь Бабушка выгдялит совсем непривычно - молодая, красивая, счастливая. С макияжем! (Интересно, это ее подружки заставили?) Я мало видела бабушкиных снимков из молодости, наверное, их не так уж много и было, но я видела снимок, где ей 11 лет и там она выглядит ровно как я ее помню всегда, Одиннадцатилетняя девочка выглядит как 55-летняя старушка - сутулая, серьезная, зажатая. По этой фотографии я бы никогда не узнала бабушки, если бы мне просто показали снимок, ничего не говоря. Не очень знаю в каком году они поженились - 64 или 65. Мама утверждает, что букет из сирени, хотя мне кажется, что это черёмуха - слишком длинные ветки и маленькие соцветия, но в любом случае - конец весны или начало лета. Бабушкин свадебный венок и бутоньерки из воска и бумаги все еще хранятся у родителей дома в большой коробке от духов "Красная Москва" ( с этими же бутоньерками выходила замуж мама). Бабушкиного мужа, своего деда Леонида, я не помню совершенно и не уверена, что когда-либо видела. Он умер, когда я уже родилась, мне было года два или три, но я помню похоронную суету и папу, объясняющего мне, что деда Лёня умер, сердце не выдержало (инфаркт). Но в то время мы жили с бабушкой и прабабушкой в одной квартире, и мамин отец там не только не жил, но и не бывал. И так было и до свадьбы моих родителей. Что произошло между бабушкой и дедом я не в курсе. В маминых воспоминаниях он определенно есть, что и в какой момент случилось - надо когда-нибудь спросить маму, но это прямо не просто.
Говорят, от деда Лени мне досталась птичья кость - лёгкий скелет и общее сложение.
Рядом с дедом - его брат, Анатолий Хоружий. Брат родной, но фамилии разные, потому что старшего ребёнка записали на фамилию погибшего в войне дяди-партизана, у которого не осталось никакой иной семьи.

Дальшге еще один снимок, который я помню с давних времён, но никогда не осознавала кто на нем,

Это моя прабабка, Анфиса Фёдоровна, со своим младшим сыном Николаем. Он погиб в 48 году в Японии, ему было 18, наверное фото сделано не очень задолго до 48 года, прабабке здесь около 43 лет, если я правильно догадываюсь. Оригинальная фотография достаточно большая - А4 или чуть больше, ретушь, классическая для того времени, делающая всех людей на снимках очень красивыми и немного картиночными.

А потом Мама показала мне это


Письмо старшего сына прабабушки, Геннадия, с фронта. Судя по содержанию - это уже и правда конец, 44 или совсем 45 год. Может быть, одно из последних писем, (потому и сохранилось), Геннадий погиб 8 февраля 45 года в Польше и похоронен в деревне Гручко Кулымского уезда (беглое гугление результатов не принесло, но административно-территориальное деление Польши могло много раз измениться, к тому же, эффективнее, конечно, гуглить на польском или хотя бы на английском). Подумать только, всего три месяца дольше и письмо могло бы быть совсем иным. С удивлением узнала, что все дети моей прабабки были от разных мужей (6, из них 4 выживших, хотя может быть умершая двойня была кому-то кровными братом и сестрой) Интересно все ли были действительно мужьями? И все они погибли на войне или пропали без вести (бабушкин отец, но как выяснилось, тоже погиб), кто-то из них побывал еще и на Финской (думаю, как раз отец старшего сына, Гены). И оба сына. Остались только моя бабушка и ее старшая сестра.
Прабабка, конечно, была, судя по всему, фантастической женщиной - похоронить минимум 4 мужчин, поднять 4 детей, пережить войну с грудным ребёнком (и еще двумя не сильно-то взрослыми), похоронить сыновей.
Я давно-давно задумывала номер о женщинах в Гражданскую войну (да и не только гражданскую), посвящённый своим прабабкам, но так и не поставила по ряду причин. А сегодня снова об этом вспомнила.

изнанка меня, мысли по поводу, прогулки с динозаврами, память, моя семья и другие звери

Previous post Next post
Up