Тень за спиной

Apr 02, 2020 23:09


Как водится, давно собиралась начать, и вот. В моей семье почему-то не особо принято рассказывать родословную. Байки, легенды, истории - да, часть из них напрямую связана с тем кто мы и откуда, но как-то все это разрозненно и непоследовательно. Хочу записать то, что помню и знаю, а это, увы, не так уж и много.

Свои корни я знаю лишь с  прадедов, что совсем не глубоко и возможно, является результатом времени, в котором они жили.

Итак, мой прадед по отцовской линии, отец деда - Файзиган был муллой мечети в Челябинске и имамом трех областей - Челябинской, Свердловской и Курганской. Имя Файзи означает мудрый, ган - уважительная приставка, использующая у татар ( а так же эквивалентные ей, сян, джан, и прочее, что изначально, конечно, означает Хан - правитель, применяется в отношении старших по возрасту или социальному положению).  Я не знаю года рождения прадеда, но знаю, что он был первым в этой ветви семьи, кто получил фамилию с приходом советской власти. Фамилию дали по имени, но записали с ошибкой, выпустили букву "и" после "з", поэтому у меня до замужества не могло быть однофамильцев, только родственники) Отчество прадеду записали Мавлиеевич, из чего следует, что его отца звали Мавлиием. В 1937 году прадед отказался отдавать ключи от мечети большевикам, за что был сослан куда-то под Новосибирск. Я мало осознавала значение этих слов в детстве, но сейчас меня удивляет, что его оставили в живых, что сослали не в лагерь, а видимо на поселение, поскольку семья последовала за ним и именно там, под Новосибирском в 38-м родился мой дед. Много позже, не уверена когда, но видимо уже после 53 года, им разрешили вернуться, но селиться было можно не ближе, чем в 10 км от Челябинска. Часть семьи (видимо повзрослевшие дети) осели в Копейске, а сам прадед - в деревне Муслюмово, той самой, что на речке Теча близ печально известного предприятия Маяк.Прадед жил там до самой смерти, на сколько я знаю, а умер он в возрасте за 90, и по воспоминаниям папы, который гостил у дела в деревне в детстве, оставался уважаемым человеком, которого принимали во всей округе и к кому обращались за советами. Я видела его несколько раз, совсем крохой, наверное лет пяти или меньше (тогда он приезжал навестить моего деда, своего сына), седого старика в малиновой тюбетейке, с длинной бородой и в очках.

Увы, я совершенно ничего не знаю о своей прабабаке по этой линии, супруге Файзи. Если мои воспоминания верны - она умерла после его смерти, но ни возраста, ни даже имени я не знаю. У них было 4 детей (выживших, о других я не в курсе) - две девочки и два мальчика, один из них - мой дед, как мне кажется, он был младшим или одним из младших детей, но тут я могу ошибаться.

По нанайкиной линии ( бабушка со стороны папы) я не знаю ничего о прадедах и прабабках, кроме того, что изначально они жили в Казахстане.

Мо маминой линии все не многим проще. Бабушкина мама, Анфиса Федоровна, или баба Физа, жила в деревне Шляпниково под городом Катайском в Курганской области. Откуда она была изначально и как потом оказалась в Каменске - я не знаю. Родилась она в 1905 году, образования не получила никакого и кем работала мне тоже не известно. У нее было 6 детей, два сына и две дочери, которые выжили и двойня, которые то ли умерли, то ли были мертворожденными. Её дети - Гриша ( если я правильно знаю), Николай, Нина и Тамара, моя бабушка. Если я не ошибаюсь, то дети у неё были от разных мужчин, и записаны на разные фамилии. О Григории мне ничего не известно. Николай, видимо второй её сын, погиб в 1948 в возрасте 18 лет, участвуя в военных действиях, вероятно был ей особо дорог, поскольку она очень просила похоронить её рядом с ним ( и это действительно так). Нина, двоюродная моя бабка, тоже жила в Каменске, дважды была замужем. От первого брака у нее была дочь, Полина, моя двоюродная тетка, с которой плотно общалась моя мама, у которой я время от времени гостила, и с которой связь до сих пор поддерживается, но уж не так активно в силу разных обстоятельств. От второго брака баба Нина имела двоих непутевых сыновей Николая и Сергея, временами они появлялись у нас, но особо плотно не контактировали. Родители второго мужа Нины уехали в Николаев, строить алюминиевый комбинат, там и остались, и она с детьми время от времени перебиралась туда, потом возвращалась. В итоге так и осталась в Каменске, но её внучки временами вполне отдыхали в Николаеве. В год моего рождения или накануне, бабу Нину хватил инсульт ( она 37 года, значит ей было около 51). Она восстановилась, но не полностью - сознание вернулось, но не работала левая рука и плохо двигалась левая нога. Такой я её и помню. Но она активно старалась выходить гулять и чем-то заниматься, пока могла, а много позже, лет через 10 или даже 11, пережила повторный инсульт, после которого уже могла только лежать, и вскоре умерла.
Возвращаясь к прабабке, бабе Физе, скажу только, что дожила она до весьма преклонных лет, умерла уже на моей памяти (мне, кажется было 3, то есть ей 86 или что-то вроде, я не помню точного года смерти). В конце жизни имела сильнейшую деменцию. ПО маминым воспоминаниям, переехав в новую квартиру, оформив собственность и прописав дочь и внучку, проснулась утром вкоре после переезда и не поняла где она. Дальше перестала узнавать окружающих, помнить, что у нее есть дети, боялась оставаться одна ( вплоть до того, что перелазила через балкон к соседям, высота 4 этажа её не пугала) и просилась в деревню домой. За год или два до смерти сломала шейку бедра, которая так и не восстановилась до конца и последние годы жизни она лежала, совсем не выходя из комнаты. Мы жили в одной квартире - прабабка, бабушка и мы с родителями, я помню сухую, худую, казавшуюся мне достаточно высокой (или логичнее длинной) старушку с седыми волосами, обрезанными  "в каре", мне в основном не разрешали ходить к ней в комнату (или я сама побаивалась), да и была я совсем маленькой.
Отец бабушки со стороны мамы - Петр, пропал в ходе войны. Бабушка родилась в 1940-м, и рассказывала мне, что помнит годовалую или около того себя на руках отца. То есть он либо приезжал, либо ушел на фронт после этого. Но бабушке в воспоминаниях верить стоит весьма избирательно, потому что, обо мне в детстве она помнит такие вещи, которых точно не было, хотя, возможно, её детские воспоминания крепче более поздних. Как бы то ни было, бабушка очень долго разыскивала следы отца, и насколько я знаю пару лет назад ей пришел ответ о захоронении где-то под Ярославлем. Эту часть мне бы уточнить уже у мамы, потом что если я правильно понимаю, под Ярославлем установлена памятная стела (бабушку даже приглашали на открытие), но вот установлена ли она в точке захоронения или в отправной точке отряда - я не знаю. Сомневаюсь, поскольку слышала в детстве истории о гибели прадеда где-то в Польше, хотя возможно это относится к старшему брату бабушки.

Со стороны маминого отца все не менее запутано. Прабабка, баба Паня (так и не знаю полного имени), была, кажется изначально откуда-то с Украины, и то ли эвакуирована, то ли, как это водилось, переселена на Урал. Хотя логика мне подсказывает, что перебралась сюда она уже вслед за мужем. Жила она в деревне под Шадринском, в большом доме, держала скот, имела огород. Мы были у нее дважды, я помню походы на колодец за водой, жаркую баню, которая мне не нравилась, огромную теплую печь, на которую во второй приезд я даже научилась залазить (мне было 5 по моим воспоминаниям), темный и страшный чулан, огромные пуховые подушки и невероятной красоты ковер на стене возсле кровати - синий, с нарисованными на нем розовыми и малиновыми розами. Очень смутно - саму бабу Паню, невысокую и седую.

Её муж, мой прадед, Николай ( если я не ошибаюсь), изначально жил в Бресте, или под Брестом, застав времена, когда эта часть Белоруссии относилась к Польше. Во время войны партизанствовал вместе со своим двоюродным братом. Однажды, заминировав мост в ожидании вражеского поезда, они ждали взрыва. Но время шло, поезд приближался, а мост стоял. Тогда зен прадеда пошел проверять, не погас ли фитиль. Мост взорвали, кузен прадеда не вернулся. Поскольку никакой своей семьи у этого брата не было, то в память о нем прадел испросил разрешения взять себе двойную фамилию, чтобы хоть как-то сохранить ту ветвь семьи (интересно, что у прадеда была классическая белорусская фамилия, а у двоюродного брата - вполне польская). Ему разрешили. Три его сына получили разные фамилии - один в честь погибшего брата, один двойную, и один, мой дед, изначальную фамилию прадеда. После войны прадед надеялся получить хорошее место в полиции (или что-то в таком духе, какую-то престижную работу), как герой войны, но то, что ему предложили, его не устраивало, и он просто уехал на Урал (вот тут подключается логика, которая говорит, что прабабка, которая уже была его женой и уехала с ним). Дальше о прадеде с этой стороны я н знаю ничего. Видимо, жил в деревне, вел хозяйство, умер до моего рождения.

прогулки с динозаврами, память, моя семья и другие звери, былое

Previous post Next post
Up