Всем привет,
очередной понедельник, и я снова решил набросать краткий обзор прочтенных статей.
Сегодня будет статья Кузумано с SECR, Agile COCOMO II от сотрудников центра Барри Боэма и статья по юзабилити с точки зрения дальтоника. Кому эти темы не интересны, можете дальше не читать, заинтересованным же
В связи с московскими снегопадами и, соотвественно, пробками на дорогах, прошлая неделя прошла под знаком чтения бумажной прессы в общественном транспорте, поэтому сегодня целые две ссылки на статьи из «Компьютеры».
В журнале, вышедшем две недели назад, опубликован транскрипт доклада Майкла Кузумано с SECR (Software Engineering Conference Russia, проходившая в ноябре месяце в Москве). Если кому интересны точные цифры из доклада, смотрите ссылку. Выступление содержит интересные стат. данные по использованию SE практик в разных странах.
Так, например, в Индии значительно чаще, чем в других старанах применяется парное программирование (и вообще, заметна тенденция вынесения «дорогих» с точки зрения использования людских ресурсов практик в страны с дешевой рабочей силой).
В Японии при очень высокой производительности кодирования (почти 500 тысяч строк в месяц на человека, тогда как в Европе 436 тысяч, в Индии - всего 209 тысяч) сохраняется высокое же качество кода (меньше 0,02 ошибок на тысячу - правда не сказано, что же это за плотность, если post-delivery, то с качеством в ведущих development компаниях России лучше, чем у японцев, если же имеется ввиду просто defect-density, тогда наше качество хуже японского на порядок). Подобные результаты достигаются высоким процентом реюза, и высоким же качеством описания reuse компонентов - ну тут в японцах никто и не сомневался, остается только выяснить стоимость японского человека-часа :)
Одним словом, если кто сомневается в победе Agile практик над waterfall’ом - читайте статью и свыкайтесь с мыслью, что придется переучиваться.
В качестве follow-up после чтения прошлонедельных статей я попал на сайт Center for Software Engineering. Этим заведением руководит небезызвестный всем Барри Боэм, живой классик, автор COCOMO, wideband delphi, конуса неопределнности и win-win approach'а, приложивший в свое время большие усилия к формализации waterfall’а, описавший спиральную разработку ПО и сделавший множество других общеизвестных SE deeds. В результате брожжения по сайту оказалось, что Боэм до сих пор активно занимается наукой и пишет статьи. Именно ему (сотоварищи) принадлежит авторство следующей статьи про Agile COCOMO, а также интереснейшего подхода, именуемого Value Based Software Engineering, ссылки на ключевые статьи (и краткие summary) по которому я приведу в следующий раз.
Итак, Agile COCOMO II - это вовсе не полноценный COCOMO для Agile проектов, а вышедшая в 2004 году облегченная версия COCOMO II.2000, имеющая в основе методику по аналогии, с использованием коэффициентов из COCOMO II. К сожалению, больших статей от авторов методики в интернете пока нет, но краткое описание лежит тут, плюс, Google выдает множество ссылок на презентации-отзывы от пользователей методики. Суть методики проста - вводим характеристики завершенного проекта (трудоемкость проекта в какой-либо метрике, COCOMO коэффициенты и тп), предполагаем, какие будут характеристики нового проекта, а тулза выдает нам предположительные параметры нового проекта. Все предельно просто и разумно. Методика, кроме того, удивительна по простоте применения, и, если она будет давать хоть сколько-нибудь приемлемые результаты (а многие эксперты сходятся во мнении, что она адекватно работает для маленьких и agile проектов), можно подумать о внедрении ее в практику оценки проектов. Хотя, судя по популярности калькулятора COCOMO II среди российских менеджеров проектов, найти пользователей для инструмента будет непросто.
И, наконец, в качестве развлекательного чтения из серии «это полезно помнить», здесь лежит статья Валерия Яценкова из новогодней «Компьютерры» про юзабилити с точки зрения дальтоника. Более 8% жителей земли страдают различными формами дальтонизма. Наиболее часто встречаюшаяся форма дальтонизма - невосприимчивость к красному цвету, чуть реже люди плохо воспринимают красный и зеленый и совсем редко встречаются нарушения восприятия синего цвета. Проектировщики пользовательских интерфесов зачастую про это попросту забывают, делая и без того непростую жизнь дальтоников (которые встречаются среди пользователей с немалой вероятностью) еще менее удобной. А учесть это не так уж и сложно - существует масса бесплатных инструментов (в статье приведены результаты работы одного из них, помогающие представить, как же выглядит мир при различных формах дальтонизма). Вообще, стоит признаться, я не силен в юзабилити, посему если факты из статьи ни для кого не новость - извините :)"
Вот и все на сегодня, за праздники обязуюсь почитать еще что-нибудь интересное и рассказать всем о том, что же я накопал.