Продолжение
3.1.5. Разработка федеральной ведомственной архитектуры
В Стратегии создания электронного правительства разработка и внедрение ведомственной архитектуры отведено особое место. Эта работа названа, наряду с разработкой федеральной инфраструктуры публичных (открытых) ключей, определяющим звеном для обеспечения общей цели - создания американского "электронного правительства" и, в первую очередь, для реализации 24 приоритетных правительственных инициатив в рамках создания "электронного правительства".
Значение заявленной в Стратегии работы по созданию архитектуры федеральных ведомств определяется следующими принципиальными обстоятельствами:
1. Несмотря на определенные успехи по разработке, внедрению и поддержанию ведомственной архитектуры отдельными федеральными ведомствами, общие результаты этой работы следует признать неудовлетворительными.
2. Цели, определенные в президентской Программе правительственных реформ, т.е. создание "электронного правительства" как единого целого, требуют централизованного проведения работ по архитектуре ведомств. Это следует также из модели Захмана, согласно которой корпорация (в данном случае Правительство) должна рассматриваться в целом. Другими словами, в конечном итоге должна быть разработана архитектура всего Правительства -федеральная архитектура.
3. Работа по созданию концепции архитектуры ведомств должна начинаться с определения базовых функциональных характеристик ведомств, отражающих их ролевые функции как в "электронном правительстве", так и в федеральном Правительстве в целом. Остальные компоненты архитектуры (потоки данных, приложения, ИТ-структура) являются подчиненными.
4. Уровень ответственности за проведение всей работы должен быть выше как уровня ответственности специалистов в области информационных технологий, так и уровня ответственности руководителей ведомств.
3.1.5.1. Рабочая группа по созданию федеральной ведомственной архитектуры
В феврале 2002 года в рамках Административно-бюджетного управления был создано Управление по руководству программой создания федеральной ведомственной архитектуры (Federal Enterprise Architecture Program Management Office - FEAPMO), на базе которого была организована Рабочая группа по разработке архитектуры (Solution Architect Working Group - SAWG).
В рабочую группу вошли специалисты Административно-бюджетного управления, Администрации служб общего назначения, отдельных министерств и ведомств.
Приоритетными целями работы созданного управления и рабочей группы (план действий на ближайшие 180 дней) являются:
поддержка реализации 24 приоритетных направлений создания "электронного правительства";
поддержка разработки новых программ в рамках "электронного правительства", в первую очередь в области национальной безопасности, стимулирования экономики, социальных услуг Правительства и улучшения работы ведомств.
План деятельность рабочей группы проиллюстрирован на рис.2
Рис.2 План деятельности рабочей группы
![](http://pics.livejournal.com/travkin111/pic/0000c3s9/s320x240)
3.1.5.2. Общая структура федеральной ведомственной архитектуры
Управление по руководству программой создания федеральной ведомственной архитектуры и рабочая группа по разработке архитектуры предложили концепцию создания федеральной ведомственной архитектуры, основанной на нескольких эталонных моделях, являющихся частью общей архитектуры:
Эталонная модель функций (Business Reference Model - BRM). Эта модель должна описывать все основные сферы ответственности федерального Правительства и связанные с ними услуги, оказываемые федеральным Правительством гражданам;
Эталонная модель деятельности (Performance Reference Model -PRM). Модель будет содержать инструменты оценки деятельности ведомств по достижению необходимых результатов, обозначенных в целях ведомств и конкретных выполняемых программах;
Эталонная модель данных (Data and Information Reference Model - DRM). Данная модель будет описывать на агрегативном уровне данные и информацию, которые позволяют реализоваться функциям во всех сферах ответственности федерального Правительства. Модель позволит облегчить описание транзакций, производимых между Правительством, гражданами и партнерами власти;
Эталонная модель прикладных систем (Application-Capability Reference Model - ARM). Данная модель должна раскрыть вертикальные и горизонтальные действия ведомственных ИТ-систем;
Эталонная модель информационных технологий (Technical Reference Model - TRM). Эта модель должна служить иерархической основой и показать, каким образом технологии обеспечивают работу прикладных систем. Модель должна содержать технологические элементы, которые в совокупности обеспечивают остальные части архитектуры.
При этом определяющую роль в построении общей архитектуры должны играть функции ведомств и Правительства в целом, а построение архитектуры и соподчиненность частей должно следовать логике, проиллюстрированной на рис.3.
Рис 3. Логика построения федеральной ведомственной архитектуры
![](http://pics.livejournal.com/travkin111/pic/0000dy56/s320x240)
Этот подход является прямым следствием целей, определенных в президентской программе реформы управления, и принципов создания "электронного правительства", обозначенных Специальной группой в Стратегии создания "электронного правительства".
Данный подход позволит также упорядочить весь процесс создания правительственной архитектуры, страдавший до этого момента определенной хаотичностью, и придать этому процессу необходимую логику.