Воспоминания моих перуанских друзей о Санкт-Петербурге

May 31, 2016 05:40

Что перуанцы, прожившие часть своей жизни в Питере, думают о Питере, как вспоминают город, о чем скучают больше всего? Таким вопросом задалась я в канун Дня Рождения Санкт-Петербурга. И сделала небольшой опрос. Не всех перуанцев. Я обратилась только к двум из моих друзей - Пабло и Алехандро, которые прожили по несколько лет в городе на Неве, а теперь вернулись в Перу. Оба живут в Лиме, оба знают меня, но не знают друг друга. Лима - ведь тоже большой город!

Вначале о Пабло. Мой друг Пабло - первый перуанец, с которым я познакомилась в Питере. Даже можно сказать больше. До этого я не была знакома ни с одним из жителей Южной или Центральной Америк, обитающих в Петербурге. Знакомство произошло в Американском центре на Фонтанке, в конце 2007-го года. Было занятие по чтению на английском языке и нас собралась небольшая группа. Вначале мы представились, сказали пару слов о себе. Смуглый, коренастый, серьезный парень, сидевший напротив, поправив смущенно очки, сообщил, что он вообще-то не местный, из далекой страны.



"Из какой?", - подскочила я. Но я как-будто уже ожидала ответ, изучая его черты лица, напоминающие мне индейцев кечуа, ожидала именно этот ответ. "Я из Перу" - хотела я услышать. Дело в том, что всего лишь несколько дней тому назад я вернулась из Перу. Это была первая из южноамериканских стран, которые я посетила. И, глядя на сидевшего напротив меня парня, я, конечно, догадывалась, что он скорее всего из Южной Америки и очень хотела чтобы мое чутье меня не обмануло, чтобы Пабло был именно перуанцем. Так и оказалось!

Мы подружились с ним. И пока он жил в Петербурге с удовольствием общались друг с другом и без интернета. Пабло ко времени нашего знакомства лет 5 уже прожил в Петербурге, да и приехал он сюда не совсем юнцом, то есть ему ко времени нашего знакомства точно было уже за 30. Впрочем, о возрасте мы никогда не говорили. Его всегда отличала какая-то особая вдумчивость, глубокомысленность, он всегда интересовался русской культурой, искусством. Глубоко интересовался, как и не всякий русский. Любил ходить на фольклорные мероприятия - концерты с народными инструментами (балалайкой, гармошкой), русские народные танцы, слушал русские народные песни, интересовался советскими фильмами, словом - всем.

Вспоминается поездка в Кронштадт с ним, разговоры в кафешках, прогулки по городу. Мы часто начинали говорить по-испански, но сворачивали часто на русский, иногда мы специально говорили на английском, но сворачивали все равно сначала испанский, а потом на русский. Пабло много рассказывал мне об истории Перу. Его рассказы дали мне большее представление чем книги Марио Варгаса Льоса. Или, точнее, картины из книг известного перуанского писателя отлично дополнялись живыми рассказами Пабло. Рассказы Пабло об истории Перу основывались на воспоминаниях о его семье, по которой он очень скучал. Мы вообще с ним часто говорили о своих семьях. Я рассказывала ему о жизни на Урале, не раз звала его съездить со мной в гости на мою родину. Он понимал что Россия - это не Москва и не Питер, немного попутешествовал, но до Урала так и не доехал.

Рассказы о его семье были мне безумно интересны. Его бабушка с дедушкой родом из под Аякучо. Именно там наиболее активно происходила эта страшная заварушка, точнее гражданская война в 70-е-80е гг. XX века. Власть постоянно переходила из рук в руки, простые индейцы кечуа, жители этих мест были постоянно между двух огней. С одной стороны - террористическая группировка "Sendero Luminoso" (что означает "Светлая тропа (путь)"), пропагандировала свой лозунг "Марксизм - путь в светлое будущее". Коммунисты шли напролом, жестоко расправляясь с теми, о ком они думали (или не думали, а так, на всякий случай), что "ага, вы не с нами - значит вы против нас". С другой стороны - сторонники Фухимори, жестоко расправлявшиеся с террористами, а, заодним, опять же со всеми, кто теоретически мог бы работать на них. Без суда и следствия под общую метлу шли и преступники, и обычные мирные жители. Тот же террор, но со стороны правительства. Знакомая страшная картина. Только ведь 70-80е гг. - это как-то совсем и недавно еще было. Многие жители Аякучо и других горных районов страны вынуждены были, чтобы спасти себя и свои семьи, покидать веками насиженные места. Туда, где можно было найти работу, а не идти пахать на кокаиновые плантации, снабжающие финансово партию, выбравших "светлый путь". Уезжали в Лиму - там было поспокойнее.

Очень страшные времена для Перу! Обо всем этом мне рассказывал Пабло. Когда он говорил о своей бабушке, наотрез отказавшейся покидать родные места, на глаза его наворачивались слезы. А иногда он слегка улыбался, вспоминая как бабушка клеймила не только коммунистов и фухиморцев, а и конкистадоров. Бабушка Пабло просто ни в какую не собиралась разговаривать на испанском, языке завоевателей. "Плевать я хотела на это кастильяно", - ругалась она на кечуа. Пабло рассказывал мне о его родном языке кечуа, даже хотел меня поучить этому языку, но как-то до занятий у нас дело не дошло. Пабло вообще интересовался языками. Неплохо знал английский, но также очень интересовался немецким. А про русский я вообще молчу, он просто влюблен в русский язык.

А еще как-то первый раз в своей жизни он пошел за грибами. Со мной. Радости и восторгу Пабло не было предела! Каждый гриб он вначале фотографировал с четырех сторон, и потом только осторожно срезал после моих разъяснений стоит это делать или не стоит. Потому что все поганки тоже были с восторгом перефотографированы моим другом из Перу! Редко с кем я с таким удовольствием ходила за грибами, его эмоции и восторг передались и мне.

С Пабло мы хотя виделись и не часто, но мне нравилось ощущение-понимание, что он живет близко, в Питере. И как-то было очень жаль узнать в один не очень прекрасный момент, что он уезжает к себе на родину.

Зимой этого года в Лиме мы виделись с Пабло. В Перу у него теперь семья, двое прекрасных мальчишек и маленький ресторанчик "при доме". Все хорошо. Но по России он, конечно, скучает.

На мои вопросы он ответил с готовностью, быстро.
1) Что тебе нравится в Санкт-Петербурге, что думаешь о его жителях?
-Мне нравится Санкт-Петербург как очень чистый город, в котором есть порядок. Это город, имеющий большую историю, воздух с Невы всегда свежий и чистый. Я восхищен системой транспорта и также насыщенной культурной жизнью в Северной Столице России.
И да, мне нравится, что люди здесь очень дружелюбные, спокойные, любознательные, с большим желанием открывать и изучать что-то новое.
2) Какие у тебя любимые места в Питере?
-Что мне нравится больше всего так это музеи, архитектура города, его центральные улицы.
3) По каким причинам ты бы хотел вернуться в Петербург?
Вернуться мне хотелось бы по многим причинам - увидеться с друзьями, обязательно посетить Русский Музей, насладиться летом в Питере... Но жить я хочу в Лиме. Здесь моя жизнь, семья, дети... А когда сыновья вырастут я бы обязательно хотел, чтобы они увидели Петербург!

И Пабло передал самые теплые поздравления Петербургу из Лимы.

=======================================================================================

Теперь расскажу о другом моем друге из Перу. Алехандро - он помоложе Пабло, но тоже очень вдумчивый, анализирующий... Познакомилась я с ним, насколько помню, в мае-июне 2008г. Тогда центра испанского языка "Аделанте" организовал какой-то пикник, а Алехандро рассказывал там о Перу. Потом мы еще виделись всего лишь раз наверное, тоже на каком-то мероприятии. Но много общались и общаемся по сей день по переписке. Не часто, но зато обмениваемся длинными пространными сообщениями - обо всем на свете, о США, Европе, России, Перу, об общих тенденциях развития нашей цивилизации. Алехандро в свой первые приезд в Россию, в 2007-2008гг. был студентом по обмену. Изучал русский язык и литературу.



Потом он учился и жил в Европе, в США, достаточно долго. Вернулся в Перу. Все это время он очень хотел вернуться в Россию. Через некоторое время судьба дала ему еще один шанс. С 2013 по 2015г. он учится в магистратуре СПбГУ по специальности "Нефтегазовое дело". Все бы хорошо, но закончить учебу моему другу из Перу не удалось. Нужно было пройти практику и тут встал вопрос... Никакое предприятие нефтегазового комплекса не брало перуанца на работу, нужны были специальные разрешения. Их не было. В общем, какой-то тупик. Пробить его Алехандро не удалось. И он вынужден был уехать. Вернулся в Перу. Живет сейчас в Лиме, преподает активно по интернету испанский язык (я думаю, что он отличный преподаватель!), и очень-очень мечтает вернуться в Россию, в любимый город на Неве.

Вот его ответы на мои вопросы.

1) Что тебе нравится в Санкт-Петербурге, что думаешь о его жителях?
- Я всегда был в восторге от архитектуры этого города, можно сказать, что весь Петербург - это музей под открытым небом. Центр города - это город-музей. Здесь, в Лиме, у нас тоже много красивых мест и музеев, но тут так много людей, толпы людей повсюду и транспорт постоянно стоит в пробках. Я от этого устаю.
Петербуржцы мне очень нравятся, они общительные, дружелюбные, очень вдумчивые, размышляющие... А вообще для города, расположенного в столь северных широтах, они очень дружелюбные. Я был в Скандинавии, там люди холодные. А взять Москву! Там все погружены в свои проблемы, и бегут по улицам по своим делам, не видя никого и ничего вокруг.
2) Какие у тебя любимые места в Питере?
Хммм... Любимые места... Да их столько! Мне нравятся улицы в центре, с их большими, в 3-4 этажа зданиями, построенными в XIX веке. Чем-то такие улицы мне напоминали исторический центр Лимы. Мне нравится Дворцовая площадь перед Эрмитажем, Марсово Поле. Я в восторге от множества рек и каналов в городе. Но наверное больше всего я сейчас скучаю, больше всего хотел бы просто пройти по Невскому! Хотя я вот еще очень люблю Таврический сад, и район рядом со Смольным.

Мои друзья говорили, что я странный, но я, знаете еще обожаю архитектуру советского периода и мне всегда нравились районы около площади Мужества, Приморской и Проспекта Ветеранов. Чем? И зданиями, и широченными проспектами, зелеными в летнее время года. Мне нравилось также, что заглянув в любой дворик между этими высокими зданиями можно обнаружить детскую площадку. Да, конечно, детские площадки есть и в других российских городах, и в городах восточной Европы. Но мне показалось, что в Москве и Петербурге за ними особенно следят, они в хорошем состоянии и это здорово. А еще мне нравилось с друзьями иногда сидеть в каком-нибудь из этих двориков белыми ночами и попивать пиво (конечно аккуратно, чтобы полиция нас не увидела). Я жил долгое время в студенческом общежитии на Приморской и мне всегда нравилось много ходить пешком по просторным широким тротуарам там. А в парках Петербурга! Весной и летом всегда слышен детский смех, много детей играют на улице. Это прекрасно! У нас, в Перу, дети сидят за компьютерами в основном, играют в компьютерные игры. И поэтому, думаю, много молодых людей страдают ожирением. Плохо это.

3) По каким причинам ты бы хотел вернуться в Петербург?
- Да, я очень хотел бы вернуться в Россию - кризис или не кризис, мне все равно, мне кажется я нигде не был так счастлив, как живя в Петербурге. Да, помимо всего вышеозвученного я просто наслаждался от мысли, что мне не нужен автомобиль для передвижения по улицам города, в Петербурге отлично работает система общественного транспорта. В США без собственном машины, делать нечего. Не нравится мне и в Лиме - автобусы все время переполненные, стоят в пробках; улицы узкие, чтобы передвигаться пешком, все время много людей.

Признаться, я устал жить в Лиме. Здесь все же высокий уровень преступности. В Питере я был счастлив, чувствовал себя свободным - мог пойти с друзьями или даже один в любое время суток, даже глубокой ночью, не боясь нападения, ограбления. Здесь это возможно.

В общем, я мечтаю вернуться в Петербурга. Кризис, не кризис, все равно жизнь в России лучше, чем здесь.

А Петербургу я желаю всегда быть таким же праздничным и теплым городом! Да, поздравь его с Днем Рождения от меня!

P.S. Эту тему я обещала раскрыть в День Рождения Санкт-Петербурга в своей группе в Вконтакте "Улыбка Альпаки". Для поста в Вконтакте оказалось слишком обширная тема, поэтому появился этот пост в ЖЖ.

Два человека. Два перуанца. Два мнения. Во многом очень сходны. Оставлю все без своих комментарий. Добавлю только, что мне иногда не хватает здесь прогулок с Паулем, неспешных, с разговором, начинающимся на испанском языке и всегда переходящем почем-то на русский. Я наслаждаюсь перепиской с Алехандро, неизменно на испанском языке, но я тоже бы хотела, чтобы сбылась его мечта и он приехал сюда. Если ему так счастливо жилось здесь, пусть судьба даст ему шанс вернуться в Петербург!

Санкт-Петербург, Лима, Перу, прогулки по городу, Ленинград, воспоминания, Петербург, Питер

Previous post Next post
Up