Сванетия - крошечная и чрезвычайно красивая страна, сейчас это регион Грузии. Здесь с ревом бегут бешеные потоки горных рек. Тут вершины гор украшают белоснежные шапки, а путь к ним проходит через холодные никогда не тающие ледники. В этих краях узкие, не очень населенные гордыми свободолюбивыми сванами и по сей день, долины рек... Сванетия делится на Верхнюю Сванетию (Земо-Сванети), граничащую на севере по Большому Кавказскому хребту с Кабардино-Балкарией и отдаленную на юге от Нижней Сванетии (Квемо-Сванети) Сванетским хребтом. Местиа - административный центр Верхней Сванетии, это поселок городского типа, в котором проживает сейчас около 2700 человек. Центр Нижней Сванетии - поселок Лентехи, в котором проживает около 1800 человек.
Держу в руках открытки из набора, любуюсь видами древней Сванетии. Да и не такая уж она древняя на этих открытках, всего чуть более ста лет назад сделаны эти фотографии. При моем, увы, пока только беглом посещении этих мест, дважды - в 2012-м году, я, к своей радости, видела, что сохранилось в этих краях много старых домов, а сванетские башни - также возвышаются над Местией как и много веков назад. Не утратились и некоторые традиции, обычаи сванов. До сих пор не трудно отличить свана в толпе среди других грузинов и не только по характерной сванской шапочке.
А этим фотографиям больше ста лет. Уже тогда, в начале XX века, привлекали эти горные края путешественников, о свободолюбивом гордом народе этих мест - сванах, ходили легенды. Их обычаи, традиции, способность жить в таких суровых краях восхищали, удивляли, прямота взглядов и детская бесхитростность вызывала и добрые усмешки, рождало анекдоты и,в то же время, опять же не могли не восхищать. Их суровость, горячий нрав и принципиальность отпугивали. Истории о некоторых исторических персонажах, передаваясь из уст в уста, обрастали разными подробностями - где порой вымысел становился по размерам больше правды.
Но, тем не менее, рассказывают много историй и по сей день старожилы этих мест.
Например, о Константине Дадешкелиани, правившем княжеской Сванетией. Черезчур суров он был. Правил жестко. Недолюбливали его подданые. И роптать начали. Особенно их возмущало как Константин Дадешкелиани не пропуская ни одной свадьбы пользуется правом первой ночи. Как-то вызывал его в Кутаиси генерал-губернатор Гагарин, разобраться с ним. Да только вышло из этого следующее...
Сидит наместник царя русского за большим письменным столом. Входит к нему князь Дадешкелиани со своими восемью джигитами. Не удосужился поняться генерал-губернатор, не поприветсвовал даже князя, а стал сразу отчитывать князя за недостойное поведение. Молча слушал его Константин Дадешкелиани - высоко подняв голову, стоя гордо и красиво. Он вообще красив был - высокий, сильный. О его силе легенды ходили - говорят, он мог держать на одной руке трехгодовалого бычка, стоя на своем балконе. А в это время с бычка шкуру снимали.
Ну вот стоит этот гордый сван княжеского рода и молча слушает-слушает выговор наместника русского царя. Не перебивает. Долго слушает. А потом также, молча, без комментариев, выхватывает саблю и одним ударом рассекает Гагарина пополам. Охрана генерал-губернатора бросилась на сванов. Те же с легкостью отбились, вскочили на коней и ускакали в кавказские горы.
В 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг выселял на эти земли своих самых непокорных подданых. Царь называл эти земли "Страной тишины и спокойствия". Может отсюда излишняя любовь к свободе, стойкое нежелание чтобы на них "давили" у сванов в крови, с тех далеких времен, потомки они и тех самых непокорных подданых?
Свою независимость горцы защищали долго. Лишь в XV в. князья Дадешкелиани захватили несколько западных обществ Верхней Сванетии - Чубухеви, Пари, Ло-Хамули, Цхумари и Бечо. Но в южных отрогах Главного Кавказского Хребта, где возвышается двурогая красавица - гора Ушба, в верховьях Ингури, Сванетии навсегда удалось остаться вольной, не знавшей власти князей-феодалов. У Нижней Сванетии была другая участь. Она стала частью Мегрельского княжества, когда князья Дадиани подчинили себе эту территорию. Однако перевалить за перевал Загар они не смогли. И Верхняя Сванетия с тех времен так и называлась Вольная Сванетия. Столицей ее издавна была Местиа.
А отстаивать свою свободу было нелегко. В течение многих веков сваны вели постоянные, изнурительные войны с воинственными пришельцами, приходящими часто и из соседней княжеской Сванетии. Казалось, сама природа стояла на страже свободы сванов. Путь к ним у врагов лежал через неприступные скалы, через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури. Попробуй попади и завоюй тех, кто тебя не ждет и не хочет отдавать своей свободы!
Есть поговорка в Верхней Сванетии: "Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога - та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога - та, с которой путник может и не упасть". Так вот, не было в Верхнюю Сванетию прекрасных дорог. Только плохая дорога ждала завоевателей.
До 1937 года. В 1937г. сюда была проложена автомобильная магистраль. Тогда-то сваны впервые увидели колесо. Сани (даже летом, катясь по грязи) и быки используются для перемещения предметов и по сей день в Сванетии, но уже и телеги здесь есть в каждой деревни. Да и машины, джипы покоряют горы. А когда-то, появление машин в Сванетии было большим событием. Старожилы рассказывают, что старик-сван, увидев в своей жизни первый автомобиль, пошел в сарай и вынес большую охапку сена. Очень он обиделся, когда машина переехала сено и укатила дальше.
Еще недавно в Сванетии сохранялись в полной неприкосновенности родовые отношения. В один род входило около тридцати домов, называемые не домами, а "дымами". "Дым" - это и дом, очаг, кладовая, хозяйство. В роду было обычно 200-300 родичей. Поселение бывшего рода так и называли - селение.
А русское владычество проникало на эти земли неспешно. Циох Дадешкелиани в 1833 г. стал искать покровительства у царского самодержавия, чтобы защититься от своего брата Татархана. А Татархан предпринимает тот же "ход конем". Вот тогда и сохранились за князьями Дадешкелиани территории Чубухеви, Лохамули, Пари, Эцери, Бечо и Цхумари. Царское правительство имеет тоже свой стратегический интерес поддерживать князей Дадешкелиани, так как находятся эти земли с другими непокоренными народами кавказских гор. Верхней Сванетией начинает управлять пристав по назначению от русских властей. В Тифлисе князей Дадешкелиани принимает граф Воронцов, их награждают офицерскими чинами, разными должностями.
Но сваны - народ неподкупный. В 1849 г. пристав князь Микаладзе едва остался жив, унеся ноги из Вольной Сванетии, убегаю в Мингрелию. Нет, сваны не могут быть "верноподданными", не их это вольное дело!
Царские наместники долго мучались вопросом как подчинить Верхнуюю Сванетию. Что если пойти не только с огнем и мечом, но и с крестом? Почти все население Верхней Сванетии было христианским, но, так сказать, с языческими примесями. Можно же направить силы на поднятие христианства...А тут еще и "освобождение" крестьян 1861 г. пошло в ход. Как раз незадолго до этой реформы, Константин Дадешкелиани и убывает кутаисского наместника князя Гагарина. В конце концов князя Константина поймали и казнили. Высланы из Сванетии были его братья и дети. В том же году княжеских почестей лишился и другой князь - Отар Дадешкелиани. Поводом было принятие им мусульманства. Царские чиновники расправились и с этим князем, лишили его земель. Таким образом, Чубухеви, Бечо и Пари перешли в пользование русской казны. А идеи "освобождения" крестьян нашли сначала поддержку у местного населения, но ненадолго. Сваны быстро просекли что к чему, и еще большего закабаления своего им вовсе не хотелось. И хотя земельная реформа относилась только к княжеским землям Верхней Сванетии, вся страна взбунтовалась против царского самодержавия.
1905-1924гг. - годы великих потрясений на сванской земле. Страна выходит из-под власти русского царя. В 1918г. крестьяне поджигают замки князей Дадешкелиани. В 1921г. в Сванетии произошло восстание против коммунистического режима под руководством Бориса Пирвели. Вначале посланные на подавление восстания грузинские военные части перешли на сторону восставших, но потом под натиском вооруженной авиации и артиллерии восстание было жестоко разгромлено. Что примечательно - еще пару-тройку лет после этого коммунисты не решались соваться в Верхнюю Сванетию без вооруженной охраны. Тем не менее в 1924г. революционно настроенные сваны расстреливают последних князей Дадешкелиани, разрушают их замок в Мазери и по всей Верхней Сванетии устанавливается Советская власть.
Истории о Сванетии можно рассказывать бессконечно... Сейчас начну повествование об открытках, которые не буду хранить дома, а отправлю хорошим людям, кому интересна история Грузии. Пока же открытки в моих руках - и я пишу о том, что вижу на них.
Почти на каждой из открыток можно увидеть родовые сванские башни. Они высотой 10-20 метров. Считается что их строили в XII-XIII вв., во время "золотого столетия" Сванетии (как и всей Грузии), при царствовании царицы Тамары. Они служили убежищем не только от внешних врагов, но и во времена кровной мести были надежным укрытием. А кровная месть, надо заметить, изнуряла Сванетию еще больше чем битвы с внешними врагами - ведь для разгорания вражды между "дымами" на несколько десятков лет достаточно иногда было и одного недоброго слова. Говорят, что иногда семьи отсиживались в них годами, питаясь прокопченными впрок мясными тушами, имея большие запасы воды и, конечно же, боеприпасы. Башни имели выход непосредственно в дом, а дом свана и сам был как крепость.
Вид на общину Местиа.
Для мужчин того времени в Сванетии характерно ношение черкески из толстого домашнего сукна или накинутой шкуры тура. Но голове сваны носили остроконечные шапки белого или черного цветов с опущенными вниз полями, летом - круглые папанаки, едва прикрывавшие макушку или башлык - когда уходили в горы. Представители высшего сословия как Дадешкелиановской, так и Дадиановской Сванетии, нередко были обладателями пышных причесок. А вообще для сванов характерны чаще волосы, состриженные в кружок, сбритые или не очень большие бороды, усы.
На таких склонах и строятся дома, и земля разбивается под пастбища.
У сванов характерны большие балконы в домах, на удивление с широкими длинными досками в полу - такие дома типичны и сейчас. Только почти в каждом доме на балконе или крыше теперь примостилась спутниковая тарелка.
Я сама лично гостила в подобном доме, в Местии, у очень хорошей семьи.
Возделанные поля. Быки пашут землю и поныне в некоторых деревнях Сванетии. Издавна сваны умудрялись использовать под засевы кукурузой, картофеля, других овощей любой мало-мальский доступный для засева участок склона. И все эти "лоскутки" возделанной земли находятся на высоте 1700-2400 метров над уровнем моря!
Башни, башни... Все же основное их предназначение было спасение от кровной мести. Мужчины могли в них спрятаться не только сами, но и со всей своей семьей. А насчет захватчиков... Так ведь ни одному врагу не удавалось ступить на сободолюбивую землю Вольной Сванетии! Не раз башни спасали и от лавин, спускающихся с гор - потому как возводили их "с умом", чтобы они своим острым углом разрезали несущиеся в долину толщи льда и снега.
На этой фотографии видим быков, везущих сани. Летом!.. И действительно такой способ перевозки различной утвари до сих пор можно встретить в сванетской глубинке. Практично. По грязи, глине сани отлично скользят. А повозка на колесах будет только застревать и наматывать на обода грязь.
Ушгули - самое высокогорное (2200 м над уровнем моря) постоянное поселение в Европе после дагестанского села Куруш (2560 метров над уровнем моря). На фотографии - общий вид на Ушгули.
Вид со склонов горы Тетнульди.
Эти древние церкви - Святого Георгия в селе Накипари (община Ипари) и святого Квирике и Илвите (община Цирми) славятся своими фресками, выполненными царским живописцем Тэвдоре на рубеже XI - XII столетий. Рисунки этого талантливого представителя грузинской школы иконописцев отличает яркость образов, жизненность, динамизм. От них на душе светло и радостно.
Еще не раз в своем блоге я напишу о сванах, подробнее об их нравах, традициях, о том, что я сама видела, будучи гостем в их семьях. Надеюсь, что вернувшись в Грузию, я обязательно, и еще не раз побываю, в этом регионе.