Может быть в Советском Союзе и не было секса, но реклама была! И довольно активная реклама, оказывается. И я о ней, а не о сексе, который, разумеется, тоже присутствовал.
Попала на пару дней ко мне в руки книга "Путеводитель по Волге, Каме, Оке, Дону". Книга старая, потрепанная уже временем - шутка ли, 1957 года издания. О чем она? Понятно из названия. Да - это путеводитель "для туриста, отпускника, отдыхающего по популярным речным маршрутам РФ, пригодный при любом варианте поездки по тем внутренним водным путям, которые советский народ созданием Волго-Дона связал в единую систему". Как и положено путеводителю он содержит достаточно много, еще не устаревших, или же даже приобретших историческую ценность, сведений о великих российских реках и населенных пунктах на их берегах.
Книга издана в 1957г. - поэтому не удивительно, что она напичкана громогласными лозунгами и воспеваниями мощи советского народа. Народ этот в будущем, о чем с воодушевлением пишут авторы, будет еще и не так обуздывать реки и даже поворачивать их вспять. Это, конечно, речь идет об общеизвестном проекте, которому, к счастью, не суждено было осуществиться. И, ура, не пошли водным путем с севера на юг печорский лес, воркутинский уголь и ухтинская нефть. Дорого бы нам далось такое вмешательство в экосистему...
Эх, люблю я подержать в руках такие старые книги. Они, знаете ли, даже и пахнут по-иному. Да, признаюсь, нравится мне их понюхать! А еще есть у меня привычка листать книги с конца... Как и журналы... Как и газеты... Как и любой блог в ЖЖ обычно читается с конца. И вот что действительно меня удивило... Конец книги, примерно 30-36 страниц, издатели отвели под рекламу!
Рассматривала страницы с картинками и рекламными текстами - уже не только удивлялась , но и умилялась. Подумалось, что мы вот сейчас плюемся на рекламу, надоедает нам она, а ведь есть от нее несомненные плюсы. Во-первых, может и не главный, но она все же своего рода двигатель прогресса. Тут, как ни крути, а Остап Бендер прав. А, во-вторых, как же верно отражает она само время, передает штрихи времени ее создания лаконично, четко и ясно.
Некоторые из рекламных картинок я сфотографировала. Итак, добро пожаловать в мир СССР конца 50-х!
Первые пять страниц посвящены рекламе
тканей. Логично. Ведь "изящные блузки из прозрачной капроновой ткани белого, нежного-голубого, бледно-розового цвета с пышной юбкой - лучший наряд молодой девушки для бала, концерта, семейного вечера". А "креп-жоржет, муслин, шотландка ярких и сочных расцветок и красивых рисунков - незаменимы для летних платьев и блузок". Ткани же из натурального шелка к тому же практичны - они "прекрасно стираются в обычном мыльном растворе", не боятся дождя и сохраняют долго хороший вид. Большой выбор рисунков, расцветок и оттенков на штапельных тканях "позволяет удовлетворить самый взыскательный вкус". И все эти ткани можно купить в универмагах, специализированных и промтоварных магазинах!
Да, это были 50-е, когда во главу угла в женской моде ставилась женственность, элегантность, изящество. Пышные юбки, платья силуэта а-ля "песочные часы", высокие каблуки, капроновые чулки, кокетливые круглые шляпки, элегантные перчатки... Закончилось страшное военное лихолетье. Женщины подчеркивали свою красоту особенно тщательно - ведь по статистике на десять девчонок было даже не девять, а куда меньше лиц мужского пола, вернувшихся с войны более-менее здоровыми или пережившие войну мальцами. Мужчины были на вес золота и лица противоположного пола пускали в ход все свое женское очарование.
Спрос на модные платья, юбки и блузки значительно опережал предложения, да и во многих семьях приобретать такие вещи было совсем не по карману. Поэтому модницы "гонялись" за дефицитными тканями, журналами кройки и шитья, копили деньги на швейные машинки, чтобы самим шить что-нибудь такое этакое - и модное, и оригинальное, на зависть соперницам. И, оказывается, уже тогда выпускались электрические швейные машинки.
Реклама фотоаппаратов. Под нее отведена одна страница в книге. Без громких слов, что "ФЭД", "Зоркий", "Киев" и "Зенит" - незаменимы для вашей жизни и призывов "покупайте, покупайте", Фотоаппараты эти, как говорят рекламодатели, портативны, удобны, пригодны в любых световых условиях. Да "Зенит" и сейчас в рекламе не нуждается, среди профессионалов, фанатов пленочной техники.
Советские самолеты - самые быстрые, конечно же, в мире! Московские аэропорты, из которых выполняются в 1957г. пассажирские рейсы - "Внуково" и "Быково". ТУ-104 - первый советский реактивный пассажирский самолет.
Когда в 1956г. были приостановлены полеты английского лайнера "Комета", то ТУ-104 был единственным реактивным авиалайнером в мире. Правда таковым он оставался недолго.До октября 1958г., до введения в эксплуатацию американцами реактивного самолета "Боинг-707". А еще про "ТУ-104" слагали песенки. Помните? "ТУ-104 - самый быстрый самолет, он вас с комфортом до могилы довезет... Надо было поездом, надо было поездом".. Слышали такую старую песенку? На похоронный мотив?
Да, ТУ-104 не отличались надежностью, в отличие от своего предшественника ТУ-16. Специалисты отмечали, что самолет был тяжело управляем, нестойчив в полете, имел склонность к сильной раскачке, так называемому у летчиков "голландскому шагу". После ряда авиакатастроф, случшившихся с этими самолетами, в конструкцию самолета вносятся требуемые изменения. Но это позже, такие подвижки начались после известной катастрофы в 1958г., когда ТУ-104, выполнявший рейс Пекин-Москва, наполненный молодыми комсомольцами из Северной Кореи и Китая, войдя в "подхват", перешел на неуправляемое вертикальное пикирование и рухнул на территории Чувашии. Ну а в 1957г. идет вовсю реклама реактивного самолета ТУ-104 и полетов на нем.
Про междугородние телефоны. На самом деле в это время может и у многих были телефоны в квартирах в Москве и Ленинграде, но не в провинции. Я еще помню как еще в начале 90-х были заполнены переговорные пункты. Ждешь своей очереди.. Ждешь.. Потом наконец-то слышишь: "Кто заказывал разговор с ....? Пройдите в кабинку номер ...". Заходишь, плотно закрываешься там. Дверь и второе ухо, которое не прижато к трубке телефона. Потому что из соседних кабинок все орут: "Алло? Алло? Слышишь меня?! Да нет, ты не слышишь меня? У меня все хорошо!!! Хорошо, говорю. Не волнуйся!!! ", "Люблю тебя! Алло?! Люблю, говорю, ЛЮБЛЮ! Скоро приеду!!! Сейчас время закончится... Я тебя лю..." Ты заходишь, закрываешь кабинку, волнуешься, и тоже начинаешь кричать: "Алло?! Аллло?!"... Блин, ничего не слышно. Оператор тебе сообщает: "Извините, разрыв на линии". Снова ждешь соединения. Но, конечно, чудеса имели место быть - иногда разговор с человеком из другого города получался сразу и без всяких помех.
О, а телеграфы! Уже что-то совсем забытое. Я помню как-то поехала к старшей сестре в Ленинград. И отправляю ей перед приездом телеграмму. Я очень торопливо пишу и забываю приписать "целую". Прошу телеграфистку в конце текста вбить в бланк это слово. Телеграмма приходит: "Приезжаю поездом... Целую вагон первый Надя". Так я поцеловала вагон поезда в телеграмме )) Куча курьезов и анекдотов случалась с этими телеграммами. За точки и запятые надо было платить, поэтому принято было писать телеграммы без знаков препинания, поэтому часто и не знаешь как понимать. Из серии "Казнить нельзя помиловать".
Из книжки я узнала, что можно было подавать телеграммы в адрес пассажира на теплоходе. Если теплоход соблюдает расписание, то в следующем пункте причаливания адресат ее получит! Поистине быстрая и регулярная связь с родными, друзьями и знакомыми!
Часы "Заря" Пензенского завода - круты в те времена. И дизайн отличный, и по точности не уступали известным швейцарским. Чем не подарок?!
Велосипеды и комментировать не надо. Они и сейчас в моде. Даже такие. Ретростайл, ситибайк, тормоз ножной - в смысле педали крутишь назад... Согласна, что прогулка на велосипеде - один из лучших видов отдыха. Только в платье и туфельках удобно ли? Зато красиво!
Реклама пылесосов от Главхозторга. Был у нас в семье "Ракета" - чистил, пылесосил, конечно, но вот гул и рев, помню, от него поистине космический стоял. Наши смелые храбрые кошки, не боявшиеся уличных драк с другими кошаками, прыгавшие как-то с балкона (с дуру, конечно, в погоне за голубями), услышав рев "Ракеты" уносились в другую комнату, где прятались под диван и дрожали, пока "Ракета" не замолкала.
Еще рекламные странички. Обуви. "Мособувьторг" перечисляет магазины, где можно купить обувь. И нарисован веселый Буратино.
Магазины "Гастроном". Такие были только в больших городах. У нас все гастрономы назывались просто - "продукты".
Как-то ездила классом на какую-то экскурсию, типа автобусного тура по городам. Были в Москве, проездом. Едем на автобусе, вдруг вижу магазин "Астроном". Я долго запоминала путь к нему. Автобус остановился... Нам дали свободное время, погулять. Все пошли в "ГУМ", а я же понеслась искать этот "Астроном". Тогда я бредила быть астрономом и бежала, в мечтах, что может хватит денег и куплю там глобус звездного неба. Подбегаю. Это оказался "Гастроном", а не "Астроном", тьфу, не увидела первую букву... Мысли о небе были для меня куда выше хлеба насущного - помнится, сильно огорчилась.
Кстати, почему "Диэтические" магазины? Разве по нормам русского языка в те годы писалось - диэта, диэтическое питание?... Как же это надо изгольнуться, чтобы произнести так.
Какие книги рекламирует в 1957г. "Книготорг"? Да, известное дело, какие - в первых рядах воспоминания о Ленине, Марксе и Энегельсе. И, конечно же, безумно интересно всем заказать было "Материалы VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая" на 536 страницах!
"Товары-почтой!" предлагает заказать и купить все подряд - тут и фотоаппараты и балалайки, простыни и парфюмерия. Отдельной строкой вынесены - "полоскательные чашки"... Ммм?..
В общем, любопытно и полезно заглядывать в старые книги.