"Каждый может оступиться в пропасть
страстей человеческих - бесчисленных, как песок"
(Руслан Кудашов, режиссер спектакля "Маленькие трагедии")
Сколько раз уже переигрывались «Маленькие трагедии» Пушкина на сценах различных театров и в фильмах, сколько артистов, в том числе и таких известных как В.Золотухин, И.Смоктуновский, В.Высоцкий исполняли прежде роли в этих спектаклях. И вот Руслан Кудашов посмотрел тоже на это произведение под своим углом зрения талантливого петербургского режиссера, привнес много ярких красок и… получилось нечто потрясающее!
Хотя и не однозначно потрясающее. Мне показалось, что некоторые ценители творчества Пушкина и убежденные до мозга костей консерваторы уходили в тот день со спектакля с неким разочарованием и даже негодованием: «Нет, это уже не Пушкин!»
Впрочем, таких было немного. Ведь даже глядя на афишу и не читая анонсов можно было предположить, что зрителя ждет что-то за выходящее за рамки привычного и очень зрелищное!
Частично с консерваторами-критиками я согласна - это уже совсем другой Пушкин. Вкратце же мои впечатления можно описать тремя словами: «Вот это театр!!!»
Впрочем, современный театр все чаще превращается в яркий перфоманс с неожиданными поворотами сюжетов, которые невозможно прогнозировать заранее. Особенно если идти на современную постановку старой доброй классики, то уж точно нельзя ожидать того, что написано у самих классиков. Будьте готовы к неожиданностям!
И тем ведь интереснее, любопытнее
посмотреть свежий, современный взгляд творцов на старые, застывшие во времени, произведения. Современные интерпретации дают испытанным временем спектаклям новую жизнь, возбуждают интерес к творчеству классиков у молодого поколения, которому, поверьте, запомнится куда больше современный Моцарт-хипстер (Олег Сенченко), бегающий по сцене в кедах, чем родившийся в Зальцбурге в середине XVIII в. гений в пропахшем к сегодняшнему дню нафталином парике. В современном театре мне кажется интересной тенденция - передать характер того или иного персонажа и немного пофантазировать а каким бы были герои классических произведений, а иногда и реально жившие гении сейчас, в наши дни? Впрочем, почему в современном? Так делалось и в другие времена. Только сейчас средств для такого перформанса куда больше, они требуют больших финансовых вложений, но, мне кажется, с лихвой окупают себя, затягивая зрителей разных поколений в театры на спектакли, выходящие уже далеко за рамки спектаклей.
Не исчезла никуда в спектакле главная тема первоисточника, произведения "Маленькие трагедии" Александра Пушкина - тема страстей человеческих и пороков. Есть над чем задуматься и поразмыслить. Одновременно с этим, я сидела невольно завороженная зрелищностью, яркостью, необычностью образов. Сцена была превращена в морской берег с песком, в котором увязают ноги артистов. Песок - конечно же выбран не случайно, эта субстанция как символ - мы, люди, вязнем в пороках и страстях своих, не всегда в силах совладать с ними. Автор декораций и созданного на сцене ТЮЗА пространства для разыгравшихся трагедий - художник Николай Слободяник.
Игра актеров великолепна! Однако, самый главный же «герой» на сцене по зрелищности и необычности - это, конечно, же - нет, даже ни сам Автор (Владимир Чернышов), ни Дон Гуан (Радик Галиуллин), ни Сальери (Валерий Дьяченко), ни барон из "Скупого рыцаря" (Николай Иванов), ни вышеупомянутый Моцарт, ни другие персонажи, а... скелет. В первом акте это просто огромный череп, но после антракта он оживает, "собираясь" в скелет Командора, которого Дон Гуан, встречаясь с его женой, насмехаясь приглашает тоже на свидание. И вот уже скелет, по ребрам которого можно карабкаться словно по лестнице, покачивается, пощелкивает челюстью, бряцает костищами и пытается встать во весь свой гигантский рост. Очень зрелищно, эффектно, жутко и... прекрасно!
Отдельно упомяну и про музыку. Ответственный за музыкальное оформление в спектакле - Владимир Бычковский мастерски помогает современному зрителю провести ассоциации пушкинских «Маленьких трагедий» с сегодняшним днем. Запомнилась почему-то больше всего песня "Кокаинетка" Вертинского, в исполнении Луизы (Анна Дюкова), исполненная во время "Пира" азартно, с огоньком.
Про каждую пьесу из "Маленьких трагедий" подробно рассказывать не буду. Приходите, и сами увидете это феерическое зрелище. 9 июня - последний показ в сезоне! Билеты в кассах еще есть.
ТЮЗ ждет своего юного, и не очень юного, зрителя. ТЮЗовские спектакли интересны всем.
P.S. Фотографии с изображенными сценами из спектакля взяты с официального
сайта Театра Юного Зрителя им. А.А. Брянцева.