Новость о назначении Саакашвили губернатором Одесской области меня всколыхнула хотя я человек далекий от политики, а уж в сегодняшних делах с Украиной понимаю все меньше и меньше. Друзья есть и на той, и на этой стороне. И кто что говорит. А я - пацифист, я не хочу никаких войн. Я не смотрю телевизор и не люблю читать официальные новости, да и кипящие страстью политические форумы я тоже не могу читать. Там эмоции перешкаливают, мат прорывается наружу, слюна брызжет во все стороны... А мне это не нравится. Мне спокойней держаться на расстоянии, пусть даже кто-то считает мою не ярко выраженную позицию и малодушием. Потому что принять ту или иную сторону я не могу так, основываясь на чужих суждениях, я только могу периодически склоняться туда или сюда, как маятник. Мне нужны основания, мне нужны факты, которые я видела собственными глазами, чтобы о чем-то судить. Я не была ни на Майдане, ни в Донецке, ни в Одессе, когда началась вся эта, мягко сказано, "заваруха".
Зато за период с 2012 по 2014гг. я три раза посетила Грузию и кое-что успела для себя понять... И вообще я люблю эту страну и понимаю ее наверное больше чем Украину (банально по той же причине - бывала там чаще). Вот и узнав вчера о новом назначении Михаила Саакашвили думаю теперь о том как повезло одесситам (но оценят ли, поймут ли?) и как, одновременно с этим, не повезло грузинам. Теперь чаяния многих грузин рухнули в лету, потому что принять снова грузинское гражданство и вернуться в Грузию Михаилу Саакашвили вряд ли удастся. А многие, я бы сказала - большинство, надеялись...
Почему? А давайте я по-порядку. Сравню мои поездки в 2012-м и 2014-м году, расскажу просто о том, что видела и слышала.
2012-ый. Была там в феврале и мае.
Самый краткий вывод из обеих поездок: беспрецендентные реформы, которые идут в Грузии - они действительно беспрецендентны.
В Грузии я общалась с совершенно разными людьми. Это были и бизнесмены, и чиновники, и полицейские, и спортсмены, и путешественники, и студенты, и безработные, и художники, и виноделы, молодые и пожилые, мужчины и женщины... Мне всегда было интересно узнать их мнение о том, что они думают о настоящем и будущем своей страны. Четкой статистики я не вела, но абсолютное большинство встреченных мной людей утверждало, что эти реформы (полицейские, административные, дорожные), строительство новых крупных объектов, новых курортов - это очень здорово, они гордятся за страну, за деяния Михаила Саакашвили! И все (все, за редким исключением!) утверждали - "жить стало безопаснее, спокойнее".
Сакартвело! В этой стране вино и чача всегда льются рекой. Под бесконечные длинные тосты. На застольях первый тост традиционно поднимается за мир. Второй - часто за дружбу между русскими и грузинами (если конечно за столом присутствуют русские). Этот тост может быть и третьим. А второй тост может быть и за предков. Культ семьи, матери - всегда тоже присутствует в Грузии и отдельный тост, один из первых, будет за маму. Но я сейчас не о всех тостах, а о первом.
Повторюсь, всегда однозначно первый тост был "за мир". Мы слышали его везде, где бы мы не находились - в ночном клубе, наполненном фриками и неформалами всех мастей, или в ресторане после встречи с журналистами у министра внутренних дел... Тост этот никогда не бывает из двух слов. Он по-грузински длинен и искренен. За мир - это значит и за родную землю, которая плачет, когда не ней рвутся снаряды и боится повторения разных войн и неусобиц, ей это не надо. Как и людям. За мир - это и за грузинский народ, который хочет мира. Этот тост варьируется, его не читают по бумажке, и он всегда звучит по-разному.
Часто в глазах грузин стояли слезы, когда они произносили этот тост. А я отводила в сторону свои глаза. Мне было как-то стыдно и не по себе за 2008-ой год. Как будто я была причастна...
А что Саакашвили? Так как восхищаются реформами, проводимыми Президентом, его, в основном хвалят и прощают ему разные слабости, например жевание галстука. Если и вспоминают это, то с доброй усмешкой, без злобы. К президенту - искреннее уважение, а такие слабости можно и простить.
"В страну стали приходить инвесторы, проекты оживились, ведь нет коррупции, это не верится, но это действительно так - мы победили коррупцию, разогнали взяточников", - гордо говорит один из чиновников.
Ну хорошо. Это сказал чиновник. Мы, в России, не привыкли верить чиновникам. Может и врет?..
"Машины (о, чудо!) можно оставлять даже на ночь открытыми и с вашего сидения никто не возьмет оставленную на нем сумочку", - говорит знакомая женщина, переехавшая жить несколько лет назад из Петербурга в Тбилиси.
"Ночью можно идти и любоваться на искрящийся белый снег. У нас в этом году зима такая снежная! А я, ну просто не могу дома сидеть, когда идет снег!" - рассказывает Нино. "Да, конечно, я одна хожу и гуляю, хоть глубокой ночью. Снег же идет! А что? Должно быть страшно?", - добавляет симпатичная студентка Нино, поймав мой недоуменный взгляд.
"А вы же уже были в моем Батуми? Вы видели? Видели? Фонтаны, набережная, шикарное освещение!.. А стутую любви видели, Али и Нино?.. О, как я люблю мой Батуми!", - улыбаясь вспоминает житель Батуми, который встретился нам в одной из хинкальных Тбилиси. Вдруг в глазах его мелькает боль: "Знаете, Батуми же был совсем другим еще в начале 2000-х. Я хотел уехать из него. Из Батуми. И вообще из Грузии. А сейчас - нет, ни за что. Давайте выпьем за Сакартвело!.. Только погодите сейчас я тост, большой и хороший тост, вначале скажу..."
Вспоминается еще один эпизод. Мы на кахетинском курорте Лапота. Гуляем, веселимся, поем караоке, в основном почему-то звучат песни Высоцкого... Хозяйка отеля иногда отвлекаясь от своих дел, присаживается с нами, улыбается. Наутро спустившись на ресепшн встречаем ее с заплаканными глазами. "Извините, я всю ночь проплакала. Наконец-то, наконец-то русские стали приезжать сюда. То ведь боялись. Мы так скучали без вас. Все же у нас тут затухало. И правда страшно у нас было. А сейчас оживляется, Миша вдохнул жизнь и в наши курорты, и вообще в страну" - оправдывает она свои опухшие глаза, и не может не сказать, благодаря кому, жизнь стала лучше, а слезы эти - слезы счастья.
Тбилиси. Тот же февраль 2012г. Как-то мне нужно было подъехать в такси до центра, до проспекта Руставели. Таксист попался оппозиционер и вот он-то хаял Михаила Саакашвили на чем свет стоял. Только за что я так и не поняла. Слова его были не подкреплены фактами, зато слюной он брызгал не стесняясь и кричал, резко поворачивая баранку: "А вот у нас скоро митинг! И мы все выйдем! И не бывать этому г...ку больше президентом, ведь выборы скоро! Допрыгается он! Устроим мы ему, будет галстуки жевать там, где ему положено быть!" Надо было мне спросить наверное у таксиста за что же он так ненавидит Саакашвили, возразить: "А как же реформы, и т.д.?", но я боялась нарваться на его гнев и то, что его управление автомобилем после этого станет еще более неровным. Нет, если уж говорить с грузином о политике, то только не тогда когда он за рулем.
Май 2012г. Моя вторая поездка в Грузию.
Совсем в другом формате. Меня приглашает
Джумбер Лежава и я участвую в крупном международном велопробеге - "
Тур де Джорджиа". Мероприятие спортивное, поэтому хотя застолья были отменные, но обходились без вина и уж, тем более, без чачи. Поэтому если и можно придраться к моим впечатлениям с февральской поездке - не всегда я смотрела на Грузию трезвыми глазами, то в мае - трезвейшими.
Пробег этот организовал Джумбер при поддержке правительства Грузии, а точнее при поддержке Сандры, первой леди страны, и Министерства Спорта Грузии. Планировалось проводить такой велопробег ежегодно, а пока на первый, пробный, раз для участия были приглашены спортсмены и велолюбители из Голландии, примерно человек 20, и столько же спортсменов-участников было с грузинской стороны. Из России я одна участвовала в этом грандиозном мероприятии и была вообще-то внеплановым участником.
И вот тут меня вообще "накрыло" в хорошем смысле слова!
Первый раз это кажется случилось во второй день, а потом повторялось еще и еще... Представляете, Сандра, жена президента страны, едет с нами, на открытии большинства этапов утром, она присутствует лично и крутит педали наравне с нами значительную часть пути. При этом ее не окружают многочисленные министры в бронежилатах, а едет рядом парочка мужчин, сразу и не понять, что все-таки министров. Они в обычных шортах, иногда кто-нибудь из них протягивает руку, чтобы взять у девушки Сандры ветровку, которую она ловко на ходу снимает. Со мной Сандра говорит по-русски, ведь она знает пять (или шесть, точно не помню) языков.
Как-то я, устав от быстрого темпа в гору и обманувшись от ее простого обращения, чуть не забылась, что еду рядом с женой президента и собралась обратиться к ней на "ты", что-то узнать по велосипедной тематике. Вовремя себя одернула. Да я вообще - неуч, деревенщина. Когда в одном из ресторанов на ужин к нам зашел сам Михаил Саакашвили, то я не сразу поняла, что это за лицо - такое знакомое и почему все ненадолго привстали. Все привстали, я поспешно, уже догадываясь в чем дело, тоже, но Михаил дал рукой знак - что, мол, не стоит отдавать такие почести, садитесь же. И все сели, продолжив трапезу. И президент Грузии к нам присоединился. Злопыхатели могли бы увидеть, что жевал он не галстук, а разные грузинские яства, которые были в изобилии на столе.
Да, еще никогда не забуду как люди в деревнях встречал Сандру. Встречали нас всех, конечно, теплыми словами и часто - цветами, но Сандре - отдельное внимание. Женщины, простые деревенские женщины, кричали: "Сандра! Сандрочка!" Она замедляла ход, останавливалась, чтобы поговорить с местными жителями. Позже, не раз и не два, мне говорили о Сандре с восторгом, уважением, и чем-то большим даже. Наверное, с любовью, да. Люди рассказывали как она многое сделала для детей и женщин Грузии, продвигая реформы образования и медицины. Так, например, в каждом более-менее крупном населенном пункте Грузии женщин стали дважды в год бесплатно проверять на предмет онкологических заболеваний.
Хочется добавить для сравнения. О Михаиле Саакашвили даже те грузины, которые с уважением говорили о его реформах, могли добавить с усмешкой, что да, мол, Саакашвили - хороший политик, но чисто человечески он, дескать, не вызывает симпатий. Некоторые так говорили. Но, повторюсь, не все. А о Сандре - все, однозначно все, отзывались всегда очень положительно. Я видела, что она "подкупала" людей своей простотой, обаянием, умом, добротой, какой-то душевностью.
В мае 2012г. после велопробега я еще пожила немного в молодежном хостеле в Тбилиси, проехалась на поездах до Местии, где пожила в доме у местных жителей, с которыми познакомилась в поезде и была радушно приглашена ими в гости. Также и автостопом прокатилась по этой прекрасной стране. И опять же было много встреч с разными людьми, тосты за мир, любовь, дружбу между народами, и разговоры "за политику". У людей была гордость за родину, надежда на еще большее развитие страны, радость от приезда русских: "Мы ведь как братья и сестры с вами, у нас одна религия, столько общего в истории, и никакие политики нас не смогут разлучить". Звучала и горечь что они сами не могут пока поехать в Россию. А я уже не приглашала их в ответ в Россию, не сыпала соль на рану, как это делала в феврале, по глупости и неосторожности, пока мне не объяснили эту вопиющую несправедливость. В мае 2012г. я уже хорошо знала, что это мы можем с апреля 2012г. ездить в Грузию без визы, а грузинам более-менее легко только повидать живущих в России своих родственников первой линии, т.е. отца, мать, сына или дочь. Да и это небезвизово. А чтобы повстречаться с братом из Петербурга, Москвы или любого другого российского города - это уже ой как проблематично.
Октябрь-ноябрь 2014г.
Полтора месяца катаюсь на велосипеде по Грузии. С Олей, моей попутчицей, заезжаем в глухие уголки Грузии. Сейчас глухие, а некогда, в советсткое время, это были здравницы всесоюзного значения. Про одно из этих мест говорили - "здесь даже от туберкулеза успешно излечивали". Про другое - "приезжали сюда на костылях, а уезжали - на своих двоих". До этих мест не успели дойти реформы Саакашвили. Некоторые это признают и жалеют. Другие - хаят Михаила Саакашвили, что дескать так ему и надо, загубил страну. Хммм... Может просто от того, что не дали Михаилу провести реформы по всей Грузии, не успел он. Успел бы - по-другому говорили?.. Такого мнения я в 2012-м не слышала, разве что одно было исключение - таксист-оппозиционер.
В общем, в этой поездке людей, недовольных Михаилом Саакашвили, и ругающих экс-президента Грузии я встречала гораздо чаще. Но если подвести итоги всех разговоров, имевшими место быть во время моего последнего путешествия по Грузии, то перевес все же будет в сторону Михаила Саакашвили. Не раз видела, что грузины рвут на себе волосы: "Мы такие дураки! Дали себя обмануть! Поверили этому олигарху, дураки... Надо было за Мишу голосовать! Он - молодец, так страна шла вперед, а сейчас. Стагнация... Или назад уже катимся?"
Как-то, дело было на окраине Чиатуры, мы остановились у одного магазинчика, решили купить воды и мандаринок. Продавец, разговорившись с нами, узнав что мы из Петербурга, стала угощать нас мандаринами, отказываться от денег. Мы разговорились. Женщина сетовала на бедную жизнь, отсутствие у людей работы, сокращения на шахтах в Чиатуре, и т.д. Эта женщина очень винила себя за то, что она не проголосовала за Михаила. Она считала что была очень глупа, поверив лжецам, намеренно затеявшим антикомпанию против экс-президента страны. И на мой вопрос, верит ли она что Михаил еще сможет прийти к власти и пойдет ли голосовать за него, она ответила с жаром: "Если он будет еще баллотироваться - то конечно, конечно пойду! Он, знаете ли, как... как ваш Петр Первый! Как он двигал страну вперед!.. А сейчас.. Что нас ждет?... Только я не верю, что ему дадут баллотироваться в Президенты.."
Пообщались мы с Олей в нашей осенней велопоездке по Грузии и с полицией. Дело было так. Полицейские заприметили что мы, две девочки, едем на велосипедах и стали нас... охранять. Не понятно от кого, но охранять. Вечерело, поэтому скоро подсветка от полицейских машин стала для нас очень даже кстати. Эскорт ехал за нами, не спеша, не обгоняя нас и очень хорошо освещал гладкий, без сучка, без задоринки, самегрельский асфальт. В тот день наша цель была - добраться до города Сенаки и оттуда мы намеревались вернуться на поезде в Тбилиси. Полиция нас сопроводила до вокзала. Ребята-полицейские поинтересовались нашими планами и взялись посадить нас на поезд. Ближайший поезд был уже через полчаса, но нас он не устраивал тем, что в Тбилиси приезжал посреди ночи. Тогда полицейские отвезли нас в кафе, куда, точно в назначенное время через два часа вернулись за нами, и далее мы катались с ними на машине. У них было дежурство. А у нас две альтернативы - посидеть на вокзале или с ними покататься. Конечно, перспектива ночного патрулирования города Сенаки была куда более интересной. Только интересного оказалось мало - в Сенаки ничего страшного не происходит ни днем, ни ночью. За редким исключением. Нам, как сказали наши друзья - блюстители порядка в городе, повезло - так как в эту ночь один пьяный грузин зарулил в канаву. Он был настолько пьян, что не понял что вообще произошло и как выходить из машины. То, что он лишился прав, он, полагаю, понял только на следующий день. По словам полицейских, подобные происшествия имеют место быть вообще редко. А уж грабежи, убийства... Ни то, ни другое страна давно не помнит. "Ну, как Саакашвили, провел все эти реформы", - поясняют ребята. "Только... знаете ли", - добавляют полицейские. - Взяточничество стало потихоньку возвращаться. И, в общем, в будущем беспросветном, мы как-то не очень уверены сейчас... Хуже стало как-то. Не нравится это."
Кажется, это все, что я хотела написать. О Грузии и ее людях я могу думать, вспоминать и писать бесконечно долго. Мне перманентно хочется вернуться в эту теплую страну. Хочется, чтобы жизнь людей была там лучше. И я далека от политики. Я не понимаю пережевывания тем с жеванием галстука. Люди сегодня ерничают, ухмыляются, перефразируя строчку из песни Леонида Утесова: "Ты одессит, Мишка?" Новость о назначении Саакашвили губернатором Одесской области сразу обрастает сотней злых комментариев, в большинстве своем - один мат, ругательства, без оснований, без доказательств.
Я не уверена, что Михаилу и Сандре дадут провести все реформы, что они могли бы, с их колоссальной энергией и широтой размаха. А может и будет возможность у него? И одесситы, поверят Михаилу? А вдруг случится и в Одессе экономическое чудо и без всяких кавычек? Я не знаю ответ на этот вопрос. Я не дальновидный политик. Я вообще далека от политики.
А Грузию жаль. Потеряла она шанс. Хотя кто-то, конечно, и рад, кто-то потирает руки. Как всегда, в любой политической ситуации есть и проигравшие, и победители. Но мне почему-то показалось из моих поездок в эту страну, что проигравших - большинство. А Россия тоже не в выигрыше от всей этой нестабильности. Кто знает долго ли еще мы, русские, приезжая в соседнюю солнечную Грузию туристами, будем чувствовать там такой бесподобно теплый прием и безопасность?