Зачитавшись книгой
"Загадка абомейского кувшина" я узнала много нового для себя. Вот, например, с правого берега Нигера пришли в бенинский Акпаси и его окрестности еще несколько веков назад люди из народности йоруба. Вначале продвигались йоруба на запад, но абомейцы дали им отпор и осели тогда эти люди в окрестностях Банте, Савалу, Саве. До сих пор йоруба сохранили свои традиции, обычаи и язык, не ассимилировались полностью с местным населением.
Местные жители прозвали их наго. Это название закрепилось за народностью йоруба в Бенине. А название языка осталось прежним - язык йоруба. На различных диалектах этого языка говорят и йоруба, оставшиеся в Нигерии (10-12 млн. чел.) и наго в Бенине (200 тыс. чел.) и немногочисленные йоруба, пробравшиеся позже до Того.
Интересно описаны в книге Н. Баратова особенности приветствий в языке йоруба.
"Наго, наверное, один из самых вежливых народов в мире - только формул приветствий у них насчитывается несколько сот. Слова приветствий видоизменяются в зависимости от занятия, возраста, настроения, состояния здоровья, профессии человека, которому они адресуются, времени года и дня, погоды и так далее и тому подобное. Есть приветствия для холодной, жаркой, дождливой и солнечной погоды, для времени, когда дует харматтан; с сидящим человеком здороваются не так, как с идущим или, к примеру, умывающимся.
Они варьируются от простого «ку аро» - «добрый день» до «ку ишегун» -так здороваются с тем, кто долго боролся за достижение своей цели и добился победы. Торговцу, чьи дела идут не блестяще, скажут «ку инанжу“, болтуну - “ку ирегбе», старому другу, которого давно не видели, - «ку атижо». Наконец, есть и еще более сложные формулы.
Словом, в то утро, когда мы с Бруно отправились на прогулку по Акпаси, мой спутник, похоже, ни разу не повторился, здороваясь со своими односельчанами. Но и он порой затруднялся, что же все-таки сказать. Например, во время визита к старой ткачихе, работавшей в соседнем квартале. Посудите сами, каковы данные задачи: стоит утро, погода жаркая, но ночью прошел дождь и земля мокрая, ткачиха старая, к тому же она соседка и дальняя родственница, а Бруно недавно приехал и пришел не один, а с гостем - и все это требует особых слов. Но Бруно быстро нашел выход, он сказал просто: «Ку ово э» - и мне пояснил - так здороваются с теми, кто занят работой."
Интересен факт, что в странах Карибского бассейна, включая и Кубу, чернокожих людей, невзирая на их настоящее этническое происхождение, называют "конго" или "йоруба". Причина понятна - во времена работорговли большинство "товара" было привезено на американский континент с Западного побережья Африки. Также существуют свои общины йорубу в Бразилии и в Англии (долгое время Нигерия находилась под эгидой Британской империи).
Наго в Бенине, они же йоруба, имеют в своих верованиях невероятно огромный пантеон божеств (Ориша). По их мировозрениям существует 401 божество. Так, самое главное, верховное, божество - Олорун - "хозяин неба", "Одудува" - божество земли, он же первый предок и правитель йоруба, Огун - бог железа и войны, издавна покровительствовал охотникам, кузнецам, воинам. В настоящее время его "функции" становятся шире. Теперь Огун и покровитель водителей. Есть божество Ифа - это предсказатель судьбы. И т.д.
Адепты религии йоруба верят, что необходимо общение с предками, чтобы поддерживать неразрывную семейную связь между родителями и детьми. Йоруба уверены, что хорошие люди могут воплощаться в новом рождении. А те, кто много нагрешил в земной жизни, смогут воплощаться только в птиц или рептилий. Если человек умирает молодым в какой-нибудь аварии, то его дух переносится в другую местность на Земле, где он продолжает жить, но уже не своей жизнью. Так верят йоруба.
Смерть молодого считается преждевременной и может быть причиной жалости или боли, в то время как смерть пожилого человека считается радостной, так как человек «вернулся в свой дом». Смерть считается, как пойти в путешествие, и, следовательно, умершие должны быть снаряжены предметами, в которых могли бы нуждаться в течении путешествия. Через покойного можно передать послание для тех, кто ушел раньше. Только после смерти, когда осуществлены обряды погребения, покойник получит свое место в компании предков. В судный день решится, будет ли он жить в компании своих предков или, наоборот, вдали.
В религии и религиозных практиках вуду за основу взяты многие поверья и верования йоруба.
Если говорить о происхождении народности йоруба, то помимо бытующей версии что на территории Нигерии (а затем Бенина, и немного Того) йоруба и жили всегда существует любопытная версия об их происхождении, по крайней мере предков властвующей элиты (одудуа), из... Египта. Дело в том, что в древних городах-государствах йоруба были найдены скульптуры и другие артефакты, имеющие большое сходство с материальной культурой Древнего Египта.
Многих людей из йоруба до сих пор можно отличить по трем традиционным глубоким надрезам на коже щек, сделанных в детстве.
Увы, традиции и религиозные обряды африканских народов, все чаще в наши дни превращаются в увеселительные маскарады для туристов. Отступают языческие верования под натиском полчищ туристов, христианства и ислама... Не обходит беда и йоруби, затихает голос их предков. Но так хочется верить, что культурное ядро этого народа сумеет противостоять времени, сохранит свои традиции и обычаи. Поживем - увидим.
В туристических лавочках африканских стран (не только Нигерии и Бенина) можно встретить сувенирные реплики масок Геледе. Маски Геледе неразрывно связаны с религией йоруба, с обрядами, танцами и песнями. Это непременный атрибут их повседневной жизни. Маска - символическое отражение верований, преданий и опыта этого древнего народа. С помощью маски обращаются с посланием, обучают молодежь, предостерегают от неверного шага и даже наказывают. Но главное маска через многочисленные обряды помогает йоруба сохранять баланс между людьми и их предками, добрыми и злыми духами, богами и смертными.
Геледе - одно из могущественных тайных обществ йоруба. У йоруба существуют и другие тайные союзы - закрытые организации культового характера - Огбони, Эгунгун, Оро и другие. Членами Геледе являются мужчины, а во главе обычно стоит женщина - Ийяляше, обладающая большой властью и принимающая участие в церемонии возведения на престол нового правителя.
Процитирую далее Н. Григорович («Традиционная скульптура йорубов», М., «Наука», 1977):
"В далеком прошлом целью ритуальных церемоний Геледе были умилостивительные обряды, посвященные женщинам - «Великим Матерям», или адже, которые рассматривались как потенциальные колдуньи. Цель танцев Геледе - «умиротворение колдуний», так говорит каждый танцор Геледе. Во главе общества стоят женщины, однако, все танцоры - мужчины. Они называют Геледе «секретом женщин». «Мы, мужчины,- говорят они,- просто их рабы. Мы танцуем, чтобы умиротворить наших "матерей", колдуний.
Колдуньи могут убивать во тьме, и от их могущества нет защиты, потому что бог дал им разрешение убивать. Бог не возражает против убийства, потому что за каждого умершего мужчину он может создать нового». Вот еще два характерных высказывания танцоров Геледе.
Один из них сказал: «У меня уже есть трое детей, и я не вижу причины, почему бы мне не расстаться с жизнью. Ничто не мешает мне умереть хоть завтра. Но так как я член общества Геледе, колдуньи пощадят меня».
Другой танцор пытался объяснить возникновение Геледе следующим образом: «Бог отдал мир колдуньям. Им было разрешено убивать. В старые времена они причиняли много зла нашим отцам. Наши отцы долго думали, пока им удалось найти способ умиротворить их и завоевать их благосклонность - так начались танцы Геледе. Страх смерти заставил нас вступать в это общество. Потому что колдуньи не могут причинить зла тому, кто состоит в обществе».
И танцует эти ритуальные пляски... В ритуальных масках.
P.S. Все фотографии взяты из открытого доступа в интернете.