Встреча Табынской иконы в Добрянке

Mar 11, 2015 14:00

7 марта в Добрянку казаки-крестоходцы из Оренбурга привезли Табынскую икону Божией Матери. Для верующих добрянцев это было большим событием.

День выдался солнечным. Как будто даже небо и солнце улыбались появлению этой иконы в Добрянке. Икона задержалась в городе ненадолго, лишь на три дня, побывав во всех его трех храмах. Затем отправилась в свой дальнейший путь - сначала в Полазну, а потом продолжит свое путешествие дальше, по весям российским.

А встречали ее на "Заводской плотине" сотни людей. И прошли с ней крестным ходом до храма Иоанна Богослова. Шествие сопровождалось колокольным звоном и пением молитв. Казалось в чистый, слегка морозный воздух, высоко поднимаются эти звуки - песен и колоколов, разносятся над прудом и заливом Камы, еще покрытыми льдом и снегом.



Табынскую Богородицу называют самой загадочной иконой Россией.Наибоее почитаема она в епархиях Оренбуржья, Башкирии, Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана.История явления этой иконы и чудеса, приписываемые ей, весьма интересны.

Впервые икона явилась некоему монаху Амвросию, который возвращался вечером с полевых работ. Случилось это в живописном месте, у отрогов Уральских гор, недалеко от села Табынского, примерно в 80-90-х гг. XVI века. Монах проходил через небольшую пустынь, называемую Вознесенскою, и услышал тихий шепот Богородицы: "Возьми мою икону". Увидя икону на камне он сообщил благую весть своей братии и они торжественно принесли икону в свою церковь. Икона в храме жить "не хотела" - на утро она была обнаружена на монастырских вратах. Там и построили для нее надвратную часовню. С этого только начались чудеса, происходимые с этой иконой. Однако затем следы иконы теряются. Сама пустынь в 1663г. была окончательно разрушена.

Второе явление иконы случилось в 1765-1768гг. Незадолго до этого по указу императрицы Анны были отправлены основывать крепость Оренбург обер-секретарь Сената Кириллов и полковник Тевкелев. В селе Табынском они построили крепость Табынскую и храм с приделом в честь пропавшей чудотворной иконы. Однажды три пастуха-башкира пасли скот возле соленых ключей и увидели на том же самом камне большую икону Божией Матери. Они были "нехристями" и с ненавистью стали рубить икону. Через несколько минут они стали слепнуть, впали в панику. Зарыдали. Так и нашли их жители Усолки, рыдающими, потерявшими скот, стоящими рядом с покореженной иконой Богородицы. Один из пастухов стал усиленно молиться и зрение вернулось к нему. Впоследствие он так уверовал в Господа, что стал ходить за чудотворной иконой не взирая на снег и дождь, и зимой и летом, в одном подряснике. Говорят, что умер он где-то под Челябинском, уже будучи 130-летним старцем, идя за святой иконой.

В монографиях описаны бессчисленные чудеса, приносимые этой иконой - и избавление городов от холеры, а посевов - от страшной засухи. Икона "слышала" молитвы, обращения к ней и помогала также побеждать набеги диких башкирских племен на крепости. И от многих других болезней и напастей помогали молитвы Табынской Богородице.

Икону стали чествовать, пронося крестным ходом по городам и весям. Крестный ход с Табынской иконой Богоматери являлся самым продолжительным в истории России. Говорят, что в карету запрягались только специально предназначенные для святой чудотворной иконы лошади. На таких лошадей никогда не садились. Случалось, что карета вдруг останавливалась сама собою и как лошади ни старались идти вперед, они не могли сдвинуть карету.  Впоследствии выяснялось, что "именно в этом месте был когда-то закопан младенец убиенный или были совершены другие злодеяния. Икона как бы призывала к покаянию." Чудеса исцелений случались с любым человеком, который решался пройти с каретой хоть небольшую часть пути.

Наступила Первая Мировая война. Табынская икона почиталась как святыня всего Оренбургского казачьего войска, перед атакой при ней служили обязательные молебны. Последний ее крестный ход прекратился около Оренбурга. Тогда совсем рядом проходила линия фронта. И "красные" разогнали крестный ход, бросив саму икону на дороге. За красноармейцами шли казаки атамана Дутова. Они с благовеянием приняли святую икону и уже отступали вместе с ней. Она поднимала дух казакам и вместе с ней они дошли до Благовещенска на Амуре. Но там икона "отказалась" идти дальше, несмотря на многочисленные молитвы казаков. А большевики наступали... Из камыша была построена часовня над чудотворной иконой, где священники усиленно постились и молились в течении нескольких дней. После чего святая Табынская икона продолжила свой путь в Китай. Об этом осталась запись в дневнике знаменитого атамана: «...Вынесли только оружие, патроны и икону».

Свое пристанище икона оберела в Харбине. Китайцы тоже уверовали в чудеса Табынской иконы, молились ей, приговаривая: «Если Табынь поставишь свечку - все будет хорошо, если не поставишь - плохо». Пробыв до 1948г. в Китае, икона затем попадает в Австралию, затем была перевезена в Сан-Франциско. По одной из версий икона там и находится. Впрочем, это не единственная версия. По другим источникам, уже в Китае теряются ее следы. А также говорят, что, возможно находится эта икона в сокровищницах Папы Римского.

У иконы имеется свой день чествования  - IX пятница по Пасхе. Безусловно, в годы советской власти, праздник этот был запрещен. Но однажды, в 1947г. власти разрешили православным отметить этот день. На Святые ключи, место явления иконы, тогда двинулись крестные ходы из Уфы, Оренбурга и Стерлитамака. Говорят, что воспевание Богородицы происходило тогда так торжественно, что даже птицы молчали от умиления, а из глаз людских рекой лились слезы. В Оренбурге тогда прославляли копию Табынской иконы Богоматери.

Между тем борьба с религией набирала обороты. Святой праздник пребывал снова в забвении после 1947г.  Комсомольцы с пионерами и тройной кордон милиции тщательно оберегали Святой источник от паломников. Хотя все равно некоторые прорывались, набирали соленой воды. По требованию журнала «Наука и религия» 1972 г. часовня и пещера, из которой истекал соленый источник, были взорваны. Место вокруг было обезображено, спилены деревья, окружавшие источник, наброшен всякий мусор...

На месте взорванной часовни, в нескольких метрах от ее фундамента, построена насосная станция для подачи соленой воды на вновь возведенный ударными темпами курорт . Стремление советской власти использовать источники для оздоровления - небеспочвенны и с особенной силой стали воплощаться после Великой Отечественной войны, когда «...результаты лечения инвалидов Отечественной войны превзошли все ожидания. После 20-30-дневного лечения раны у них закрывались полностью».

А сам крестный ход был возобновлен в 2010г. Оренбургскими казаками от патриарха Московского и Всея Руси было получено благословение на крестный ход со списком до тех пор, пока не объявится оригинал иконы.

Ниже множество фотографий как шествие с иконой прошло в Добрянке 7 марта этого года.

В Добрянке сейчас красиво! Солнечно по-весеннему, хотя и воздух слегка морозный, снег ослепительно белый. Реки еще закованы в снег и льды, но уже с проталинками. Рыбаки сильно рискуют выходя на тонкий лед. Из-под плотины бьет добрянский "водопад".















Ровно в 4 часа, как и было запланировано, раздался колокольный звон. Привезли икону.



















Православные, согласно традиции, прошли под иконой.







Шествие началось. Оно было непродолжительным. До храма Иоанна Богослова - рукой подать.











































У входа в храм всех встретила монахиня Екатерина. Как полагается, хлебом-солью.



С иконой обошли вокруг храма.



А потом торжественно занесли в храм, где отслужили молебен.







Колокольный звон, уже с колокольни храма, слышен был долго. Кажется, что поднимаясь в голубое небо, он усиливается, а не ослабевает.













Добрянский кот щурится на солнце. Сегодня в Добрянке тепло и благостно. Даже не православным.



Урал, Россия, Пермский край, Добрянка, прогулки по городам

Previous post Next post
Up