Пост - не тост. Праздничный. Но, тем не менее, с налетом грусти.
Скоро Новый Год. Все носятся в сумасшедшей суете. Стараются успеть на корпоративы, фуршеты, Ёлки, просто в гости. Все как обычно. Но этот конец года особенный... Соотечественники в ожидании "великих перемен", далеко не в лучшую сторону. Обыватели ломают головы, что купить на подарки, пытаясь в суматохе разобраться где скидки, а где уже подняли цены - не лохануться бы... Все вокруг спрашивают друг друга: "А ты где, как справляешь Новый Год?" В ответ молчаливо завидуют или не молчаливо: "Вот, классно тебе! А я..." С антисмайликом на лице. Печалька, если человеку не с кем, негде отпраздновать сие событие.
Честно говоря, не понимаю никакой трагедии, даже если и так.
От всего этого предновогоднего безумия даже тошно немного. А еще, впридачу, эта кризисная волна шоппоголизма, обуявшая тысячи сограждан. А дурдом на станциях метро, заполненными мрачными и длинными очередями за "одним жетоном в руки"! И даже если две руки - жетон дадут один. А то и вовсе не дадут. В кассах метрополитена предлагают подтереться пластиковым "Подорожником" - нет жетонов, и баста. Я уж молчу про вызывающую саркастическую улыбку картинку, которую видишь ежедневно, проходя мимо банков - скачущий на табло туда-сюда савраской, но, по большей части, резво поднимающийся в гору, курс доллара.
В общем, это я к тому, что и раньше, давно уже как, не понимала этого предновогоднего ажиотажа, несколько нервирующего и совсем не создающего праздничного настроения, а уж в этом году и подавно. Не знаю, плохо это или хорошо, но настроение у меня повышается на несколько градусов просто от того, что впереди множество дней выходных для многих моих друзей, вынужденных тянуть лямку подневольного офисного сотрудника. А в эти дни, возможно, наконец-то я доеду до них в гости. Радуюсь, что я в Петербурге сейчас и можно продолжать "окультуриваться", что я с радостью делаю последний месяц, ну а январь так же богат на интересные события. Может выберусь куда-то "в пампасы", найду где по пояс снега, и можно пробуриться, превозмогая себя - тоже замечательно, если бы это случилось! Но совсем не понимаю как это связано с 31 декабря, все эти, ожидающие или не ожидающие меня, радости? Скорее эти радости коннектятся просто со всеобщими грядущими зимними выходными, какой-то всеобщей расслабленностью, возможностью позвонить не стесняясь тому, с кем сто лет в обед.. Все эти чудесные радости возможны и без оливье, и без шумных компаний, без судорожных мыслей - "Куда же все-таки пойти в Новогоднюю ночь?", "Что одеть?", "Как потом вернуться домой? А вдруг скучно там будет?" и т.д.
Начала я, как всегда, издалека. Не понимаю я всей этой предновогодней суеты, мишуры, ненужных блестков, ажиотажа...
Однако, есть всем Ёлки Ёлки! Как прекрасно поучавствовать в создании праздника для тех, кому он действительно нужен. Для тех, кто ждет от Нового Года чудес и волшебства, или не ждет чудес, а просто рад самому Празднику как чуду. В первую категорию попадают, конечно же, дети. Они, возможно, и не верят в сказки о Дед Морозе, но верят в чудеса, магию этого праздника. Во вторую категорию попадают те, чья жизнь уже давным давно перевалила за середину. Ну это... если мягко говорить. Вряд ли они ждут уже больших чудес, но для них Новый Год - это тоже, действительно, Праздник-Праздник, особенно, когда они видят вокруг теплоту, доброту и искренние улыбки... Пусть даже и не самых близких, родных, но совсем неравнодушных людей. И я там была, среди вот этих, неравнодушных. Отчего и тепло на душе.
Последняя одна из таких запомнившихся мне Ёлок состоялась неделю назад, в Доме для Престарелых на Боровой. Точнее это, не постоянный Дом для Престарелых, а, можно сказать, распределитель. Пожилые люди находятся здесь временно, а потом распределяются по другим домам. Временно-то временно, но из разговора с некоторыми из них я поняла, что они встречают здесь уже не первый, и даже не второй Новый Год. Попала я на эту Ёлку вместе с волонтерами. Была добровольцем-фотографом. Очень волновалась что опаздываю, не хотела подводить стариков, ожидающих праздник. Бежала бегом. Успела. Отдышалась. Даже кофе успела глотнуть перед мероприятием.
И вот они, виновники торжества, радостные, заходят. Пританцовывают под музыку. В основном, женщины. Только двое мужчин.
Волонтеры организовали праздник как надо. Какой же Новый Год без Деда Мороза и Снегурочки? Скоро и их зазвали. Появилась симпатичная Снегурочка и забывчивый, иногда незадачливый, Дед Мороз. "Не до конца роль выучил Дедушка, видимо склероз уже", - смеются, совсем без злобы, бабушки, глядя на задорные молодые глаза Деда Мороза. А Дед Мороз, на потеху всем, то свой посох уронит, то мешок свой красный забудет где лежит. Бабушки глядят на Дед Мороза, с такими лучистыми глазами, полными доброго задора и огня, и улыбаются по-стариковски, как внуку ему. Видно ведь, что молод Дед Мороз. Мудрую старость не обманешь, как не прикрывайся приклееной бородой. Снегурочка возраст не скрывает. Молодая и улыбчивая девушка сразу же обворожила не только двух дедушек - "селезней", как она под общий добрый смех их назвала, но и всех бабушек.
Я бегала с фотоаппаратом по залу, а иногда и ползала на коленках, чтобы не закрывать своей головой сцену для зрителей, сидящих за столами.
Дед Мороз со Снегурочкой загадывают загадки. Начали с простых. Позади меня, со столика, доносится ворчание: "Ну совсем нас за детский сад принимают"... Немножко даже сердитое. Ну а потом загадки посложнее начались, недовольства утихают. Всем доставались подарки от Деда Мороза, мешок Дедушки пустел потихоньку.
А потом дети пели песни. Очень трогательно и душевно как-то пели. Высокими детскими голосами. Старики аплодировали.
Слез в глазах бабушек и дедушек я не видела. Они улыбались. Смеялись. Но может я недоглядела того, что увидел ребенок? Девочка-солистка чуть позже подбежала к своей маме. В коридоре, не в зале. Уткнулась в ее платье и заплакала. "Что с тобой?" - спрашивает мама дочурку. "Ничего," - всхлипывает девочка. Потом добавляет: "Мне просто стало тааааак грустно..." Мы, взрослые, попытались ее успокоить. Чтобы не поддаться ее слезам, я вернулась в зал, к своим обязанностям фотографа.
А между тем, праздник разгорался. Вот уже и веселые танцы, и смешные конкурсы!
А в перерыве - чаепитие. И танцоров, и меня, и других организаторов, всех нас бабушки-дедушки приглашали присаживаться к ним за стол, делились своими сладостями, уговаривали взять, не отказываться от конфет. Я присела за стол с этими женщинами и мужчиной.
Больше всего меня поразил мужчина. Ему 24 января исполнится 90 лет. А дашь ли?! Он разговорился о песнях своей молодости, а потом начал читать стихи. Длинное стихотворение, что-то там про революцию... Или гражданскую войну. Не помню точно. Длинное, много строчек... Чтобы такое назубок читать нужно обладать отменной памятью. Читал с отменной дикцией и выражением. Я была в восторге!
От него без ума и Снегурочка. Да и все бабушки считали за честь поотплясывать с таким видным "селезнем" или быть его напарницей-"Анютой" в игре: "Анююта!"- "Я тута!"
В конце праздника - раздача подарков. Получив пакеты с подарками, пенсионеры не сдерживались, заглядывали посмотреть, а что же внутри. Особую радость у них вызвали хэндмэйдовские открытки. Я даже пожалела, что такую не сделала, а поучавствовала только конфетами. Открытки они разглядывали, читали, улыбались, показывали друг другу.
Пришло время заканчивать праздник. Кому - по домам разъезжаться. А кому - просто в свои комнаты подниматься наверх. Старики благодарили за праздник, желали здоровья ("Здоровье - самое главное!") в этом году. В ответ я тоже желала здоровья и счастья. И боялась показать заблестевшие в моих глазах слезы. Не нужно это. Праздник Новогодний - это не Праздник со слезами на глазах. Даже в Домах для Престарелых. Да и вообще, в таких местах - это по-настоящему Ёлка - Праздник, которого ждут и любят. Праздник здесь - он сам по себе Чудо!
P.S. Остальные фотографии
здесь.
Спасибо
организаторам праздника и других волонтерских акций в помощь этим, заслуживающим уважение, любовь и наше тепло людям. Творить добро и чувствовать себя нужным - это радостно. Теплое чувство при этом заполняет какие-то пазухи-пустоты в твоей душе... Очень хочется чтобы такие праздники у этих пожилых людей были чаще. Волонтеры-организаторы стараются и каждый может присоединиться, поучавствовать тоже (вещами, деньгами, добрым действием).