Неделю назад я думал, что мой пост
http://traveller2.livejournal.com/459546.htmlо русско-еврейской саге будет последним. Однако за это время Kерен Kеттеринг и Ирина Розовская любезно прислали мне кое-какие дополнительные материалы. Скорее всего, они будут не очень интересны моим читателям, но я все-таки приведу их здесь, просто, чтобы они не затерялись в моей обширной перепискe.
Керен прислала мне небольшой отрывок из книги Давида Далина
***From David J. Dallin, Soviet Espionage, Yale University Press, New Haven, 1955, page 83***
в котором речь идет о Равиче в Берлине. Давид Далин родился в Белоруссии в 1889 году, и в предреволюционные годы стал видным членом РСДРП, меньшевиком. Жил в Петербурге, был арестован, отсидел в царской тюрьме два года. Всех "старых" большевиков он знал в лицо. После выхода из тюрьмы, он уехал в Германию, закончил университет Гейдельберге, в 1917 году вернулся в Россию, где представлял фракцию меньшевиков в Московском совете с 1918 по 22 год (в 1922 г. она была запрещена большевиками). Он снова уехал в Германию, а когда на горизонте замаячил Гитлер, перебрался в США. Там он и написал толстую книгу "Советский шпионаж". Он был одной из центральных фигур в деле Кравченко. (
http://traveller2.livejournal.com/339514.html ).
Итак, отрывок из его книги:
"Главой ГБ в Германии в течение многих лет, был Яков Равич,
который получал зарплату в Советском торговом представительстве. Равич,
тихий, разумный, любезный человек, был интересной личностью.
Он сражался в гражданской войне в России, постепенно поднялся по
иерархической лестнице в ГБ, и стал одним из почитаемых
(позже расстрелян) "старых большевиков". Он был лет сорока к концу
преднацистского периода [В 1933 г. Равичу было 40 лет. -tr2]. Никогда не выказывающий властные манеры, несмотря на его высокое положение, твердый в суждениях, молчаливый и непроницаемый, он был почти идеальным лидером в подполье (нелегальной работе). Среди его заданий было создание организаций прикрытия. С помощью Равича, Karthals, агент "Грета", открыл магазин (или мастерскую ?) пишущих машинок, которая служила не только местом встречи для его курьеров, но и средством передачи секретных документов спрятанных в резиновых цилиндрах пишущих машинок. Это гениальный трюк так никогда и не был обнаружен полицией."
Керен прислал мне также маленькую фотографию Якова Равича из книги "Расстрельные списки. Бутово", из-во Мемориал, 2002:
Должен добавить, что Ева Штикер-Цайзель на этом фото Якова не признала. Возможно, при публикации книги авторы ошиблись. Об этом я скажу позже.
Вот небольшой отрывок о Малке Розовской, на который я случайно наткнулся:
Соня Померанец о Малке Розовской [Из “Местечковых портретов” Гирша Дэвида Каца, 2001]
"Когда началась первая мировая война, Ишийя с отцом эвакуировались в Минск.
Стройный, красивый молодой человек учился в классической гимназии. Он вернулся в Гродно в 1918 году и привез с собой тетрадку со своими первыми стихами. Это была любовная лирика, посвященная “М.Р.”
-Держу пари, - смеется Соня Померанец, - литературоведы в Америке не могут ответить, кто это “М.Р.” а я могу вам рассказать о ней. Это Малка Розовская, дочь главного гродненского раввина. Она была очень интересной девушкой, много занималась изучением и религиозных, и светских наук. Она тоже была эвакуирована в Минск в годы первой мировой войны. [В 1918 году ей было 15 лет.]
… Малка Розовская вышла замуж за какого-то бизнесмена и уехала с ним в Германию. Ишийя решил стать сионистом. Недалеко отсюда была колония, в которой молодых сионистов учили обрабатывать землю. У меня есть редкая фотография Ишийи с лошадью и плугом. Сделана она была в 1919 году. Но работа на земле была не для него! Он уехал в Нью-Йорк."
Наконец, Ирина Розовская прислала несколько старых и новых фотографий.
✷ Малка Розовская с внучкой Ириной, середина 1960х.
✷ Александр Яковлевич Розовский, отец Ирины.
✷ Ирина в наше время, в Москве и в походе.
✷ ✷ ✷ ✷ ✷ Почему?
И наконец, последнее. Работая над этой и предыдущими моими "ненаучными" книгами (т.е. теми, что составляют мое хобби), мне часто приходилось обращаться в разные архивы США, Англии, Германии, Венгрии и России.
Есть четыре типа ответов:
1) Спасибо за ваш запрос. К сожалению, интересующих вас материалов у нас нет;
2) Спасибо за ваш запрос. У нас есть то-то и то-то. С удовольствием высылаем вам эти материалы;
3) Спасибо за ваш запрос. У нас есть то-то и то-то. Мы можем выслать вам эти материалы по стоимости Х долл/евро за страницу.
Четвертый вариант -- никакого ответа, чистый ноль -- случается только с российскими архивами. Единственное исключение -- архив общества "Мемориал" которому я чрезвычайно признателен.
Вот такой облом произошел у меня с РГАСПИ (Рос. гос. архив социальной истории).
Я послал им вежливое электронное письмо с запросом, и даже приложил к нему архивные номера досье:
В ответ полный игнор... Вот так провально закончилась моя попытка добыть фото Равича из его досье в НКВД.