Впервые я попал в этот университет (и вообще Японию) в 1994 году. Честно говоря, я был не готов к тому, что я там тогда увидел. Ведь Япония - легендарная страна, и отправляясь туда, ожидаешь чуда.
А моему взору открылся не просто провинциальный университет, а нечто, производившее впечатление заброшенности, изоляции и распада. Огромные шкафы со старыми журналами, покрытыми слоем пыли, керосиновые обогреватели, аспиранты прикурнувшие на столе в семинарской комнате... ночью. Нечто подобное я видел в моем московском институте в 1970х.
Первый иностранный постдок (из Европы) появился на физфке в Нагойе как раз в это время, незадолго до моего приезда.
Все это изменилось в одночасье в 2001 году, когда Риоджи Нойори, профессор-химик из этого университета, получил Нобелевскую премию. Финансирование потекло речкой, которая в 2008 году превратилась в полноводную реку. В 2008 году сразу три профессора из этого университета стали Нобелевскими лауреатами: Осаму Шимомура (по химии) и два физика, Макото Кобаяши и Тошихиде Маскава. В 1972 году они задумались над неким тонким эффектом в физике кварков, и из этого эффекта предсказали, что их - кварков - должно быть три поколения. В то время второе поколение было представлено всего одной "особью", кто ж мог подумать о третьем?
Сейчас кампус не узнать (впрочем и весь город заметно подрос). Физфак переехал в новый суперсовремменый корпус со множеством прибамбасов.
Там же разместился Институт Кобаяши-Маскавы. Конечно, науку делают не стены, а люди - молодые, энергичные, амбициозные и талантливые. Именно таких они собирают отовсюду.
Новый конгресс-центр.
Директор Института, Тошихиде Маскава, в своем офисе.
Кажется это фото мне удалось. У японцев возраст можно очень легко определить по росту человека. До 2-ой мировой войны Япония была бедной страной, мясо и молоко было роскошью, почти недоступной для простых людей. Средний рост был в районе полутора метров. После войны, и особенно начиная с 1960х их рацион кардинально изменился, они переняли кое-какие пищевые привычки от американцев и европейцев, и стали быстро расти.Так что пятидесятилетние японцы заметно выше шестидеятилетних, сорокалетние - пятидесятилетних и т.д. Среди современных молодых людей много просто высоких юношей и девушек. Это длинное отступление к тому, что глядя на Маскаву вы легко сообразите, что ему за 70. Он из вымирающего поколения почти не говорящих по-английски. Рядом с ним всегда есть переводчик.
А это Коичи Ямаваки, организатор конференции и вице-директор Института.