Небольшое добавление к
http://traveller2.livejournal.com/283099.html Я очень благодарен всем за комментарии к вышеупомянутому посту. Поскольку было несколько вопросов, отвечу, что знаю.
Алексей Брониславович женат на дочери известного математика-геометра Николая Владимировича Ефимова, который был профессором на мехмате МГУ, а в 1960-ые годы деканом мехмата. У него двое детей. Спешу добавить, что я с ним лично не знаком, но его имя все время попадалось мне в разных статьях и телефонных разговорах, когда я работал над книгой "Товарищ Эйнштейн"
http://www.worldscientific.com/worldscibooks/10.1142/5791 Помимо всего прочего, Алексей Брониславович - отважный человек. В 1968 году КГБ арестовало Есенина-Вольпина, математика, диссидента, сына поэта-Есенина, с намерением отправить его в спецпсихушку (не в первый раз). Сосинский подписал тогда "Письма 99-ти" в защиту Есенина-Вольпина. Современные молодые люди не поймут, в чем тут подвиг, но я хорошо помню, что в то время за такое письмо можно было легко загреметь в лагерь, и надолго.
Сосинского просто выперли с мехмата МГУ, примерно год он не мог найти работу (КГБ вставило его в черный список). Потом великий Колмогоров привел его во вновь создаваемый журнал "Квант".
Это такой совершенно уникальный по качеству детский журнал по математике и физике. Аналогов в мире не было и нет. Одно время он переводился на английский и издавался в английском переводе в Америке. Этого добился Шелдон Глэшоу. Но сейчас из-за исчерпания гранта, полученного Глэшоу, английское издание в Америке прекращено. Я пытался возобновить его в Сингапуре, но по ряду внутри-квантовских причин эта затея провалилась. Говорят, сейчас там в редакции большие сложности, точно не знаю...
Но это я отклонился в сторону. Алексей Брониславович быстро стал одной из ключевых фигур в "Кванте". Во многом благодаря его усилиям "Квант" стал тем, чем он стал - гордостью науки. И уже во времена новой России материалы из первых выпусков "Кванта" на английский переводил именно Сосинский.
Теперь я перескачу через 10 лет, и перейду к другому героическому поступку Сосинского - участию в подпольном университете Беллы Мучник (именно об этом эпизоде моя книга, процитированная выше). Вот кусочек из интервью, которое Сосинский дал Хорхе Пикадо из Коимбры.
Вопрос: … Вы также преподавали в довольно своеобразном учреждении, которое иногда называют "Университет Беллы Мучник". Не могли бы вы рассказать нам что-нибудь об этом?
Oтвет: Белла Мучник, выпускник мех-мата МГУ с кандидатской степенью, работала обычным школьным учителем математики. Она решила организовать нечто вроде городского математического кружка для студентов инженерных и технических факультетов разных московских вузов, которых завалили на вступительных экзаменах на мех-мат МГУ из-за того, что они были евреями, полу-евреями, или просто слишком умными. Этот кружок, в котором было около тридцати участников, собирался три раза в неделю в крошечной квартирке Беллы. Лекции читали известные математики (Саша Виноградов, Митя Фукс, Саша Шень, Андрей Зелевинский, и Аркадий Вайнтроб, - вот только некоторые, которых я сразу вспомнил). Там же решались и многочисленные задачи. Я помню, что я учил алгебре, а затем математическому анализу на многообразиях.
Я с удовольствием учил эту группу чрезвычайно талантливых и мотивированных студентов, некоторым из которых удалось преодолеть казалось бы непреодолимые трудности и в итоге стать профессиональными математиками, но только после эмиграции из России.
Во время своих редких визитов в Советский Союз Джон Милнор тоже читал им лекции в квартире Беллы. Я живо вспоминаю его замечательный красивый доклад по топологии, который потом я перевел на русский язык. Позже нам удалось придать математическому кружку Беллы официальный статус: "Внешкольный семинар по математике при Нефтегазовом институте им. Губкина".
Все это мероприятие закончилось трагически летом 1982 года, когда Белла Мучник была убита поздним вечером на пустынной улице диким грузовиком. Этот как бы "несчастный случай" был организован КГБ - мы все так считали. Один из учителей Университета Беллы Мучник (мой друг Валерий Сендеров) и один из студентов были арестованы той же "организацией". Университет не смог выжить после этих событий."
Конец цитаты.