"О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Снимать как Lena Rostunoff,
Perfection страсти."
Картина Гогена из собрания MIA в Миннеаполисе.
Давным-давно давным-давно университет Калифорнии построил на Таити небольшую исследовательскую станцую для изучения замкнутых экосистем (Richard Gump South Pacific Research Station). В межсезонье, когда экологическая активность невелика, они сдают принадлежащие им бунгало другим факультетам, тем самым пополняя бюджет станции. В этом году Саша Кусенко решил устроить здесь конференцию по космологии и физике нейтрино, и почему-то пригласил меня. На этом фото со спутника красным крестиком помечено место, откуда я сейчас пишу. (Wi-fi работает неустойчиво).
Сначала немного о Таити. Главный остров так и называется, Таити, а станция расположена на островке Моореа. Архипелаг разбросан посреди Тихого океана, грубо говоря на равном удалении от Калифорнии, Чили, Австралии и Гавайских островов.Таити и прилегающие к нему острова были заселены полинезийцами всего полторы тысячи лет назад. Европейцы "открыли" Таити поздно, в 18 веке. В 19 веке здесь стали появляться французы, которые завезли на острова венерические болезни, неизвестные ранее таитянам. Это буквально выкосило заметную часть населения, которое, впрочем, никогда не было большим. Во времена Гогена (1890-ые) его (население) оценивают в 35 тысяч, сейчас около 200 тысяч, из которых 170 тысяч - коренные таитяне. Ныне Таити - заморская территория Франции, полностью самостоятельная во внутренних делах. У них есть свой парламент, президент, академия наук, университет, и даже свои деньги. Во Франции давно уже нет франков, а на Таити они сохранились. 100 таитянских франков составляют примерно 1 евро.
Остров сокровищ.
Но все по порядку. Дальний путь на Таити проходит через Лос Анжелес. За тот месяц, что я не был в аэропорту Миннеаполиса, кафе, где я обычно перекусываю, приобрело новый вид. Яблоко рулит.
В Лос Анжелесе у нас было полдня между рейсами. Старое голливудское кладбище, где похоронен отец.
На Таити есть только один международный аэропорт, в столице Папеете. Мы приземлились очень рано, в 5 утра, но у входа, еще до паспортного контроля, нас встретили музыкой и танцами.
Быстро в порт и на паром.
Здесь я сделаю отступление. В былые времена у Франции было много колоний. Как известно из учебников, в 50х годах 20 века началась "национально-освободительная" борьба. Французы ушли почти отовсюду. И всюду, откуда они ушли, восторжествовали местные диктаторы, и начались непрерывные войны, кровь, грязь, нищета, разруха, голод. На Таити сторонников независимости было мало. Поэтому сейчас здесь закон и порядок, криминала практически нет, все работает по расписанию, хорошие дороги, отменное здравоохранение, и вполне самоподдерживающаяся экономика.
Но это я отклонился в сторону. Итак мы в порту, и вместе с другими путешественниками ждем парома.
Как всегда, стоит на минуту отлучиться, и к Рите начинают клеиться какие-то старички.
В данном случае это были два немецких учителя пенсионера, совершающих кругосветное путешествие в поисках приключений.
Паром прибыл точно по расписанию. Путь на Моореа занимает 30 минут. Стюардесса.
Вид на аэропорт Папеете с парома.
День был ветренный и облачный. Самый сухой и относительно прохладный сезон на Таити это июль и август. Круглый год здесь держится примерно одна температура - от 26 до 31 градуса. Сейчас дело идет к дождливому сезону. Сегодня с утра шел сильный дождь. Справа по борту показался Моореа.
Подплываем.
А это нас встречает секретарша на станции Гампа. Ее зовут Валентина, она коренная таитянка. Жители Таити очень радушны. Если вы встречаетесь на улице, они обязательно скажут вам Bon jour. Французский язык здесь язык делопроизводства. Все говорят на французском и на местном таитянском языке. В местах, где много туристов говорят также по-английски, по-испански и по-японски.
А это наше бунгало. Скромно, но вдвое-втрое дешевле, чем в хорошем отеле. На Моореа есть три люксовых отеля: Софитель, Интерконтиненталь и Хилтон. Последний самый лучший. Отели работают, в основном на молодые пары, приезжающие сюда на медовую неделю. Бунгало над океаном стоит от 400 долларов за ночь. Вот фото, сделанное одной из из "жительниц" такого бунгало, Kathy Johnson.
Ну, помимо honeymooners, встречаются пары типа "пожилой босс - молодая секретарша". Бунгало строятся из дерева и фанеры, причем крыша не соединяется со стенами. Моореа - остров вулканического происхождения. Вот он с воздуха (фото из Вики). Вся внутренняя часть -крутая гора. жить здесь можно только в узкой полоске между горой и океаном. По этой же полоске бежит шоссе, опоясывающее весь остров. Длина шоссе 100 км. Простые таитяне живут в бунгало от совсем маленьких, до довольно просторных. Есть богатые районы с европейскими виллами. На Моореа всего 17 тысяч жителей. Есть банки, торговые центры и сельская клиника, принимающая вертолеты с главного острова. Я ее покажу в следующий раз.
Поход в магазин.
На Моореа нет крупного рогатого скота, поэтому мясо привозное и *очень дорогое. Зато просто невероятное количество кур черного цвета. Утром хор петухов разбудит и мертвого. Они бродят по горам самостоятельно, во всех направлениях, и я не понимаю, одичавшие ли это куры или они все-таки кому-то принадлежат, и если принадлежат, как они находят своих хозяев. Не производят здесь и алкоголь (за исключением пива). Наверное поэтому его стоимость в 4 раза выше чем в Америке.
И последнее на сегодня. Здесь всюду растут (в диком состоянии) кусты, которые местные жители называют нони. Если поднести светлозеленый плод нони к носу, то вы почувствуете резкий запах рокфора. Англосаксы называют их сырными плодами. В тихоокеанском бассейне они почему-то считаются деликатесом. Их едят с перцем! Вряд ли я решусь их попробовать. Нони - одна из заметных статей таитянского экспорта. Этот куст растет возле нашего бунгало. О нони в России можно почитать в lurkmore.