"
В самом начале своей научной карьеры Алеша открыл асимптотическую свободу, правда в двумерной модели, которая позднее стала известна как модель Гросса-Неве. А могла бы быть моделью Ансельма. Ландау эту работу не выделил, и тогда она осталась без продолжения. Почти никто о ней не знает даже в России, чего уж говорить о Западе. Я постараюсь это исправить.
Сказать, что Алеша был обаятельный - ничего не сказать. Он был супер-мега-обаятельный.
В последние годы, будучи тяжело больным, Алеша вел дневник, отрывки из которого опубликованы Людмилой Колесниковой. Ниже я привожу один абзац.
"Старость подкрадывается на кошачьих лапах к мирно жующему жизненную жвачку... Ты долго ничего не замечаешь, а потом внезапно осознаешь, какой огромный путь прошел. Происходит это вот как: все, что волнует тебя, - новая опубликованная работа, поездка в новый город, на конференцию или в отпуск, новая должность и связанные с ней радости тщеславия, новые материальные возможности, связанные с новой должностью, первая, вторая... десятая поездка за границу - новый мир! Наконец (самое важное!), новые женщины - все это повторяется и повторяется бесчисленными кругами, и вот ты уже замечаешь, что, севши в поезд, идущий в Москву, ты уже не смотришь с жадностью в окно, а с досадой думаешь о предстоящей бессонной ночи. Приехав на конференцию в Ереван, не разглядываешь со жгучим любопытством Арарат (ты уже столько раз его видел!), а, сделав очередную работу, начинаешь смутно подозревать, что она не совсем случайно не открывает новых горизонтов, и что, возможно, следующая будет не многим лучше..."
В Петербурге был снят полупрофессиональный - полулюбительский фильм об Алеше, а в интернете можно найти очень трогательный рассказ его вдовы. Его дальний родственник, господин Мочан, сбежавший из России сразу после событий 1917 года, преуспел во Франции и основал IHES, Institut des Hautes Études Scientifiques, лучший во Франции исследовательский центр по математике и теор. физике. До него можно доехать на электричке от Парижа. Это - единственный (полу)частный исследовательский институт во Франции, со своими законами и зарплатами. Именно в этом институте работают Михаил Громов, Никита Некрасов и Максим Концевич.