Фридрих Оттович

Jul 21, 2012 21:33



"… если звезды зажигают --
значит -- это кому-нибудь нужно?"
В.М.

***

Сейчас в это трудно поверить, но в середине 1930х годов, на несколько лет, Харьковский физико-технический институт (ХФТИ) яркой звездой первой величины вспыхнул среди других (тогда еще немногочисленных) физических лабораторий мира. Теор. отделом там рулил Ландау. Там были Ахиезер, Померанчук, Шубников … плюс группа выдающихся западноевропейских физиков: Ласло Тисса и Георг Плачек, Александр Вайсберг и Фридрих Ланге. Но я хочу рассказать о другом человеке-легенде, который тоже там трудился три года. Фридрих Георг Хоутерманс - Фриц, как его звали друзья - чья жизнь оказалась загадкой. Впервые я о нем услышал в 1989 году в Берне.

Даже насчет места его рождения есть разные версии. По одной это Цоппоте (ныне польский курорт Сопот). По другой Данциг-Гданьск, по третьей - Вена (согласно Гамову), 1903 год. Хриплович пишет, что он был левых убежденй, а Френкель, что "еще в 1928 году он стал членом Германской коммунистической партии". Хриплович пишет, что в жилах матери Хоутерманса текла доля еврейской крови. А вот следователь по Харьковскому управлению НКВД в деле о з/к Хоутермансе написал в 1937 году:

“Хоутерманс Фридрих Оттович, 1903 года рождения, еврей, подданный Германии, до ареста - научный руководитель ХФТИ, арестован 1 декабря 1937 г. управлением НКВД по Харьковской области по признакам преступления, предусмотренного статьями 54-6, 54-4, 54-10 ч.1 и 54-11 УК УССР."

Я думаю, что правильна версия Хрипловича, как будет видно из дальнейшего.



Прежде, чем перейти к его жизни и невероятным приключениям, сразу скажу, чем он обессмертил свое имя. Хоутерманс первый догадался, почему горят звезды. В течении некоторого времени он был единственный в мире человек, который мог сказать своей любимой: "Знаешь, я знаю, как они зажигаются…" В статье 1929 года, направленной в печать из Берлина, Аткинсон и Хоутерманс показали, что источником энергии звезд являются (термо)ядерные реакции. Вот он, звездный час Фридриха Оттовича!

Теперь о невероятных приключениях. Хоутерманс близко подружился с Георгием Гамовым, когда оба были в Геттингене в 1928 году. В 34ом Гамов сбежал на запад, и его имя стало непроизносимым в России почти на полвека. Именно в дискуссиях с Гамовым у Хоутерманса и зародилась идея, как объяснить звезды. После 1933 года, спасаясь от Гитлера, западноевропейские физики в массе своей потянулись в США. Хоутерманс уехал в Советский Союз, в Харьков, и жестоко за это поплатился. Его пытали в подвалах НКВД, мордовали по полной, выбили все зубы, а в 1940, после пакта Молотова-Риббентропа, выдали гестапо вместе с другими немецкими и австрийскими беженцами. Хоутерманса арестовали в кабинете начальника московской таможни, когда он оформлял разрешение на выезд. Его жене с двумя маленькими детьми удалось выехать в Ригу, в Латвию, которая тогда (как и сейчас) еще была независимой. Позднее, с помощью Бора, они перебрались в США.

Статья 54, по которой обвинили Хоутерманса - статья о шпионаже. Согласно его НКВД-доссье, он был немецким шпионом. Под пытками Хоутерманс признал, что был связан с двумя офицерами Германского Ген. штаба: Шатнхорстом и Гнейзенау. На суде выяснилось, что эти немецкие генералы воевали с Наполеоном в начале 19 века. Но эта шутка юмора Фридриху Оттовичу не помогла. Он был отправлен в тюрьму, так же как его коллеги по Харькову: Ландау, Вайсберг, Вайсельберг, Фомин, Шубников, Горский, Розенкевич, Лейпунский, … да разве всех перечислишь…

Дальше начинается следующая загадка Хоутерманса. В отличие практически от всех беженцев, которых НКВД передало Гестапо в 1939-40 году, в Германии Хоутерманс не попал в застенки, как можно было бы ожидать, а получил работу, и даже по специальности.

В создании американской атомной бомбы огромную роль сыграли политические беженцы из Европы, в частности из Германии и Италии (Ферми!). Хоутерманс занялся этой темой в Германии, и невероятно продвинулся, в одиночку. Но к счастью, там его никто не принимал всерьез, считая "шутом". В августе 1941 года (т.е за полгода до американцев) им был написан секретный отчет озаглавленный "К вопросу о запуске ядерных цепных реакций". В нем обсуждаются цепные реакции на быстрых нейтронах, замедление нейтронов, уран-235, критическая масса. Какое счастье, что Гейзенберг, со свойственным ему высокомерием, не взял Хоутерманса в свой клуб, и, соответственно, запорол немецкую атомную программу! В Америке имя Хоутерманса несомненно стояло бы рядом с именами его выдающихся друзей Роберта Оппенгеймера и Лео Сцилларда.

Третья загадка - приезд Хоутерманса в оккупированный Харьков, в разгар войны, с инспекционной поездкой ХФТИ от немецкого командования.

После войны, Хоутерманс перебрался в Швейцарию, в Берн, где построил замечательную геофизическую лабораторию в Бернском университете. Умер он в 1966 году.
Фридрих Оттович, несмотря на все выкрутасы (а может, благодаря им) по-видимому обладал острым чувством юмора. Именно он прозвал великих венгров - Поланьи, Сциларда, фон Неймана, Вигнера и Теллера - марсианами, поскольку их венгерскую тарабарщину никто не понимал. Так и пошло до сих пор: марсиане…

В 1933-35 годах Хоутерманс жил и работал в Англии (он был знаком с Капицей). По поводу сильного запаха баранины из дешевых английских пабов он говорил: "Англичане - бедная нация, питаются отходами производства шести." По его классификации Англия относилась к "странам соленых картофелин". Под эту классификацию Фриц давал исторический "аргумент". Он утверждал, что "границы Римской империи могут быть и ныне надежно установлены по способу приготовления картофеля. Страна, где ее просто варят с солью, несомненно лежит вне этих границ" и является варварской.

Виктор Френкель написал (и издал в 1997 году) замечательную книгу, практически, исторический детектив в 100 раз лучший, чем все придуманные, под заглавием "Профессор Фридрих Хоутерманс: работа, жизнь, судьба".

PS. Забыл упомянуть две вещи. В Харькове Хоутерманс сделал три работы с Курчатовым. В биографиях Курчатова они не упоминаются (за одним исключением, которое почти невозможно откопать).

Перу Хоутерманса принадлежит следующее: "Каждый порядочный человек, столкнувшись с режимом диктатуры, должен иметь мужество совершить государственную измену".

PPS. Еще. В 1941 году Хоутерманс ездил в командировку в Швейцарию. Оттуда он послал телеграмму своему венгерскому другу Вигнеру, который был в это время уже в Америке, чтобы предупредить его о немецкой атомной программе."Мы идем по следу" - написал Хоутерманс.

houtermans, судьба

Previous post Next post
Up