Я вообще-то люблю сотрудничать, и у меня легко получается, но данный вопрос я посчитал принципиальным. Сойтись мы не могли. Жалко, конечно, уже довольно много было сделано. Но - увы - в жизни бывают и большие огорчения. Меня зовут Миша, а вас?
Печально конечно, было бы очень интересно прочесть, многогранный человек, судя по всему. Мне ужасно нравится его градация наук на естественные, неесттественные и противоестественные.))
Да, сейчас бы это не сработало. И непонятно как тогда это могло работать.
Про школу немного провокационный вопрос: Почему и как так получилось что у неё не было конкурентов? В принципе, физиков более-менее этого уровня было несколько. Тот же Фок.
Видите ли, недостаточно быть выдающимся физиком, чтобы основать школу. Вот Швингер, говорят, был уникально проникновенным, но учеников не любил, этакий волк-одиночка. Вдобавок к научному таланту, нужно еще очень любить окружать себя молодыми людьми, единомышленниками и энтузиастами, уметь с ними конструктивно взаимодействовать, и увлекать за собой. Это специальный дар. Плюс сложились благоприятные внешние условия: большое количество сильных и горящих пламенем молодых людей собралось в Москве. В Ленинграде их было меньше, а Фок (несомненно *очень сильный физик), по видимому не мог (или не хотел) сплотить их в команду. Это произошло (в меньшей степени) гораздо позднее, когда Грибов создал ленинградскую "логарифмическую" школу.
Это всё конечно так, но уж больно экстремальный случай. И немного коробит когда спустя полвека стараются так или иначе пристегнуть ту или иную "школу" к той самой единственно правильной Школе. Есть что-то средневековое в этом. Тогда у художников так было принято.
Про книгу супруги Ландау возможно слышали. Есть еще воспоминания сына (его год назад не стало), он долго не собирался на эту тему писать. Но "биографы", перегибавшие палку, вынудили. В сети найдете несколько его статей на лично странице то ли прозе.ру, то ли либрусек.
Re: Доброго времени.traveller2May 18 2012, 22:22:59 UTC
Да, воспоминания Коры я читал еще до их публикации. Влезать в чужую семейную жизнь мне было неприятно, тем более что в таком деликатном вопросе никогда не знаешь кто говорит правду, а кто привирает. Большинство непосредственных учеников Ландау считают, что Кора его незаслуженно обвиняет, либо со зла, либо из-за неправильной интерпретации. Я Ландау никогда даже не видел живым, и принимать стороны не имею права.
Можно ещё добавить воспоминания Вашего кумира Полякова на Вашем сайте о том, что и теория сверхтекучести (из-за фононного спектра), и теория ферми-жидкости - идеи А.Б.Мигдала. Очень грубо. Борис Лазаревич называет этот эффект Ландау "из песни слов не выкинешь", а Александр Маркович - " и на солнце есть пятна". То есть, явно не в рамках Вашей эволюционной теории морали. Я бы всё-таки говорил не о времени и эволюции морали, а о том, что жизнь сложнее, чем хотелось бы. Наверное, Ландау совершенно искренне считал идеи своих учеников своими (и свои дарил щедро), а их самих считал почвой. Определённый смысл в этом был, но это не общепринятые представления о том, как надо поступать.
Возможно вы правы, но я лично в этом не уверен. То, что было принято 60 лет назад и считалось само-собой разумеещимся, зачастую не совпадает с сегодняшней практикой. Ландау учился в Германии. Там отношение "учитель-ученик" и до сих пор довольно архаичны, в том смысле, что профессор - король в своем королевстве, а ученики довольно-таки бесправны. В других странах в наши дни это уже давно не так, вспомните историю 'т Хоофта - Вельтмана. Да и почти всюду. Я так понимаю, что Ландау искренне считал себя Великим Магистром Большой Школы (что было верно) и позволял себе шаги, которые в настоящее время не явлаются этичными, но были "в рамках" того времени.
В Германии ЛЕВ Ландау никогда не учился. Он был за границей только полтора года (не считая Азербайджана): в Дании у Бора, в Швейцарии у Паули и в Англии у Дирака (вроде бы). В Гётингене работал другой Ландау - математик, Зигмунд Ландау. Бор в этом смысле, наверное, полная противоположность Л.
Comments 79
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Про школу немного провокационный вопрос: Почему и как так получилось что у неё не было конкурентов? В принципе, физиков более-менее этого уровня было несколько. Тот же Фок.
Reply
Вдобавок к научному таланту, нужно еще очень любить окружать себя молодыми людьми, единомышленниками и энтузиастами, уметь с ними конструктивно взаимодействовать, и увлекать за собой. Это специальный дар. Плюс сложились благоприятные внешние условия: большое количество сильных и горящих пламенем молодых людей собралось в Москве. В Ленинграде их было меньше, а Фок (несомненно *очень сильный физик), по видимому не мог (или не хотел) сплотить их в команду. Это произошло (в меньшей степени) гораздо позднее, когда Грибов создал ленинградскую "логарифмическую" школу.
Reply
Reply
Reply
Есть еще воспоминания сына (его год назад не стало), он долго не собирался на эту тему писать. Но "биографы", перегибавшие палку, вынудили. В сети найдете несколько его статей на лично странице то ли прозе.ру, то ли либрусек.
С уважением,
Кузьма.
Reply
Reply
Борис Лазаревич называет этот эффект Ландау "из песни слов не выкинешь", а Александр Маркович - " и на солнце есть пятна". То есть, явно не в рамках Вашей эволюционной теории морали. Я бы всё-таки говорил не о времени и эволюции морали, а о том, что жизнь сложнее, чем хотелось бы.
Наверное, Ландау совершенно искренне считал идеи своих учеников своими (и свои дарил щедро), а их самих считал почвой. Определённый смысл в этом был, но это не общепринятые представления о том, как надо поступать.
Reply
Reply
В Германии ЛЕВ Ландау никогда не учился. Он был за границей только полтора года (не считая Азербайджана): в Дании у Бора, в Швейцарии у Паули и в Англии у Дирака (вроде бы). В Гётингене работал другой Ландау - математик, Зигмунд Ландау.
Бор в этом смысле, наверное, полная противоположность Л.
Reply
Reply
Leave a comment