Почему развал Советского Союза привёл к развалу авиаотрасли, которая до сих пор не восстановлена

Jan 09, 2025 01:57





Потихоньку вползаем в новый рабочий год. Кто со мной? Будем надеяться, что в этом году будет не хуже, чем в прошлом, хотя бы. Нужно работать.

Итак, сейчас большинство комментаторов к статьям пишет, мол, почему отрасль перестала функционировать и где самолёты. При этом от мелких новостей отмахиваются, мол, зачем нам писать о мелочах, когда нужны самолёты. При этом, мы уже тоже неоднократно обсуждали момент, что какие бы не стояли двигатели, как бы не было спроектировано и построено крыло, но самолёт не может лететь без аварийных трапов (они вроде простые, а пиропатроны были зарубежные, нужно всё отрабатывать), кресел (сделать немного можно, а если нет возможностей сделать 10 тысяч современных кресел), санузлов, кухонь и прочего.

Но зачем повторять очевидные для кого-то адекватного вещи и отговорки для неадекватного. Сегодня есть смысл ещё рассмотреть одну деталь, которая повлияла непосредственно на нашу авиацию. При этом речь не идёт об ошибках, а речь про особенность, которая при развале Союза стала проблемой.

Дело в том, что после развала Союза новоиспечённая Российская Федерация осталась один на один со своими фрагментами авиапрома. В наследство от Союза ей достались половина авиастроительных предприятий, многие из которых уже были не самыми свежими. Да и производство к тому времени зависело от ставшими внезапно зарубежными компонентами.



Например, Саратовский авиазавод исправно производил Як-42, которые были востребованы нашими авиапредприятиями - стоили относительно недорого, имели низкий расход топлива, собственный трап, были неприхотливы к ВПП. По экономике были намного лучше Ту-134 - меньший экипаж, почти вдвое большая коммерческая загрузка при сопоставимом расходе топлива. Однако себестоимость производства выросла за счёт необходимости использовать зарубежные двигатели Д-36 от украинского Прогресса. Кроме двигателей имелось значительное количество компонентов, которые производились на Украине.

Относительно локализованным было производство Ту-154 и Ил-62, а также Ту-204/214. Однако это касалось по большей части крупных узлов. Многочисленные мелочи приходилось ввозить. При этом сначала это касалось работы с партнёрами из СНГ (по инерции), а после стали ввозить со всего мира, что потребовало в настоящее время локализовывать уже Ту-214. А что, раньше радиоэлектроника - Прибалтика, двигатели - Украина и так далее. Союза не стало, и почти все самолёты стали «Суперджетами», где от 20 до 80% компонентов производилось зарубежом.



Возможно, это сыграло важную роль в проектах Туполева (Ту-324/334), где использовались украинские компоненты и двигатели. Можете вспомнить отличный самолёт Ан-148, который не усупал по характеристикам Суперджетам и активно эксплуатировался в России, Саравиа, Ангаре и других перевозчиках. В 2014 году контакты с Антоновым оказались максимально свёрнуты, что привело к остановке производства, а позднее и прекращению полётов, так как самолётам не могли поддерживать лётную годность без Украины.

Это же коснулось и других самолётов Антонова - Ан-140 (у него был неплохой потенциал, так как двигатель ТВ3 всё же получился надёжнее и доработаннее ТВ7, так как переделки осуществлял сам производитель), а самолёты Ан-72/74 вообще называли криминальными из-за отсутствия нормального ремфонда.

Украинское авиастроение зависело от РФ едва ли не больше, поэтому серийное производство самолётов там приказало долго жить ещё в начале девяностых, хотя этот период времени на Украине проходил мягче, чем в РФ. Хотя на Украине производилось немало самолётов, которые имеют российские корни - Ту-134 (с Пермскими двигателями), а также Як-40 (у этого двигатели АИ-25 Прогресса). Харьковский авиазавод до 1991 года строил Ту-104, Ту-124, Ту-134, а с 1991 года - Ан-74 и Ан-140, но с 2014 года не выпустил ни одного самолёта и фактические не работает, как авиазавод. На Антонове производили не только Аны (2,12,24,26,32,72,124,225,148,158), но и оба Ту-334, что, кстати, не мешает его фанатам называть его отечественным в отличие от Суперджета. После 1991 года производство и на Антонове иссякло, а после 2014 года фактически прекратилось. Можно ещё вспомнить Черниговский завод радиоприборов, где тоже производили компоненты, уже упомянутый Прогресс,

Вот, кстати, тоже момент - Ту-334 произвели за рубежом в количестве двух штук, он имел зарубежные двигатели. Суперджет производили в Комсомольске-на-Амуре, двигатели производили в Рыбинске с использованием французского газогенератора. Вопрос, какой из самолётов оказался более локализованным и готовым к производству. И почему напрашивается сравнение с Ан-148. Вот, кстати, Ту-334 лучше рассматривать и сравнивать не с Суперджетом, а с Ан-148, с которым во многом схож судьбой, хотя Ан-148 пошёл в мелкую серию на ВАСО. Но эта аналогия приведет нас к умозаключениям, что не было Ту-334 в количестве 230 штук.

Но вернусь к нашим авиазаводам. Кроме Украины авиапромышленность имелась и в Узбекистане (ТАПОиЧ), где производились Ил-76 и Ил-114. В конце восьмидесятых и начале девяностых в Россию вернулось производство Ан-124, а позже Ил-76 на новосозданный Авиастар.



Перенос производства двигателей ТВ3 на Климов занял долгие годы. Сейчас Климов производит тысячи двигателей ВК-2500, а когда-то производство вертолётов Ми-8 находилось в России, а все двигатели поставлялись с Украины, включая ВСУ АИ-9. И если бы не локализация производства на Климове, то не было бы сейчас расцвета вертолётостроения.

Профили пришлось менять для ИАЗа и КнААЗа, которые до этого выпускали истребители. Сейчас это, как и Авиастар, современные авиастроительные заводы, которые могут производить самолёты по самым соврменным технологиям. Обновляется и КАЗ, который ранее серийно производил Ил-62 и Ту-214, а в большей степени был завязан на дальние бомбардировщики.

Поэтому ответ на вопрос, почему с вертолётами всё отлично, да и истребители строятся пачками кроется в том, что их производство ранее было локализовано, а авиапром был намертво распят между обломками Советского Союза, а захват власти на Украине и преднамеренное превращение её во враждебное государство привёл к остановке производства многочисленных совместных проектов, самые известные из которых это Ан-140 и Ан-148.

В СССР мелкие региональные самолёты производились в Польше и Чехословакии, а региональные - в Украинской ССР, что тоже является одной из причин отсутствия у нас региональных самолётов. В конце нулевых на Авиакор протащили серийное производство Ан-140, который и должен был заменить Ан-24, но последующие события, к которым власти РФ уж точно не имели прямого отношения (за исключением полной неготовности), привели к полному прекращению проекта, который новые хозяева Украины не готовы были отдать РФ или Ирану.

И, конечно, это не отменяет отсутствие внятной политики в авиапроме в период с 1991 по 2014 год, но несколько расширяет понимание факта, что серия невозможна из-за того, что в девяностые развалились многие смежники. Они не развалились, их просто не было. А позже, вместо организации новых пошли по пути импорта, что и привело к потере времени.

Обратная связь - связаться с автором

https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA

------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:

https://dzen.ru/a/Z370_8t2VE84LsOs

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:

https://travelfoxes.livejournal.com/480916.html

https://dzen.ru/a/Z3WpBtt0zwsqatrh

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:

https://unicorm.ru/

Авиапром

Previous post Next post
Up