Прошу у читателей прощения, что мало отвечаю на комментарии, последние дни и месяцы весьма напряженные - многие подсели на корма и приходится производить всё больше и не терять в качестве, а большинство процессов по-прежнему сосредоточены на мне. Больше поставщиков, больше мяса, больше видов и идей. Кто уже со мной - безмерно благодарен.
Прошу прощения за вступительный абзац, позволяю их себе редко. А сегодня хотел бы вспомнить Lilium, европейский стартап, разрабатывающий городское аэротакси. Самолёт Lilium Jet сконструирован как пятиместный самолёт. Он приводится в действие 36 электродвигателями с шестью из них на каждом из двух передних крыльев и по двенадцать на каждом заднем крыле. Cамолёт имеет дальность полёта 300 км, его 36 электродвигателей с винтами рассчитаны на питание от 1 МВт литий-ионных аккумуляторов, на один полёт требуется менее 200 кВт*час.
Звучит отлично. Максимальная скорость 300 км/ч, полный автопилот, максимальный взлётный вес 640 кг. (640 - для двухместного варианта, а для пятиместного не нашёл). Однако, перед авиатакси стоят повсеместно несколько задач - как организовать использование воздушного пространства такими автоматическими аппаратами, особенно в местах снижения и набора высоты. Как обеспечить безопасность полётов? Батареи деградируют со временем, да и в случае ЧП на высоте в пару сотен метров пассажир сделать ничего не сможет. Да и от незаконного вмешательства никто не застрахован. Авиатакси поднимает в воздух одинокого неизвестного человека с неизвестными проблемами. Может быть он психически нездоров, а может быть у него в планах что-нибудь сбросить на головы людей. Да и в городе эти авиатакси могут быть использованы как угодно.
Тем не менее, отличительная черта таких высокотехнологичных стартапов (хотя, по большому счёту, это масштабированный тяжелый беспилотник) - выпуск акций и производство инфоповодов. Отличный пример - Boom Overture. С помпой освещаются различные события, которые могут разгонять акции, но при этом, с позиции профессионалов отрасли, не имеют практической ценности. Например, Boom запустил демонстратор-самолёт, акции кратно взлетели. Хотя какое отношение двухместный самолёт с двигателем от Фантома имеет к стоместному сверхзвуковому пассажирскому авиалайнеру - вопрос. Инвесторам обещали экономичные турбовентиляторные сверхзвуковые двигатели, а на демонстраторе стоит древний прожорливый J79. Да и фюзеляж большого и тяжелого самолёта испытывает иные перегрузки, в частности чрезмерный нагрев. Да и про огромные иллюминаторы сомнительная тема. Но акции растут, хотя это демонстратор недавно едва превысил 500 км/ч.
Кризис ликвидности Lilium обострился после того, как немецкое федеральное правительство отказало компании в предоставлении гарантии на заём в размере 50 миллионов евро, который мог бы поддержать привлечение финансирования от банка развития KfW. Переговоры с властями Баварии также не привели к результату. Акции компании на бирже Nasdaq упали на 57% - до 23 центов. Сама Lilium сейчас оценивает, придётся ли ей тоже подать заявление о банкротстве.
В общем, не получилось взять государственные гарантии под модный стартап, которыми авиация в последнее сложное время изобилует. Они тянутся в водород, электротакси, сверхзвук. Внешне показывают многочисленные победы, но по факту, там нет ничего прорывного. Ведь фундаментальные проблемы не решены.
По данным сайта planespotters.net около 25% (9 из 39) всех самолётов A220-300 в Air France отправлены на хранение. Причиной, по которой A220 Air France отправлены на хранение известна - двигатели Пратт-Уитни GTF PW1500G, устанавливаемые на этот тип самолётов.
Вот мне в комментариях написали, что, дескать, зато Пратты тысячами поднимают лайнеры в небо в отличие от ПД-14. Однако, GTF летают намного дольше ПД-14. Вторая причина - GTF устанавливаются на наиболее известные самолёты. Если Leap-1A придётся долго ждать, то можно взять GTF. А для А-220 и E-Jet им нет альтернатив. А МС-21 пока что не полностью импортозаместили, вот и ждёт ПД-14 сертификации своего самолёта. Иначе куда его ставить? Ну и рождался ПД-14 под постоянно вводившимися санкциями.
А пока что целый сегмент самолётов оснащается только этими двигателями (в чём плюс по сравнению с добротным CF34?). И выбора у перевозчиков нет. Как вариант, конечно, ARJ-21, но не всем авиакомпаниям это простят.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA ------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/ZyLBZw90Lgj8h3fO 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/