Авиакомпании РФ,AirBaltic и финансовый крах,CSA уходит из SkyTeam,Global Airlines,канадские лоукосты

Sep 01, 2024 00:45





Тем много, хочется каждую поподробнее обсудить, но цейтнот. У меня десяток тем к обсуждению и так, а события пошли под конец лета и всякие разные. Поэтому всех с последним днём лета и наступлением ранней осени. Это мой любимой период года. Однако, схоже с воскресеньем, когда ты уже отдохнувший и с силами, но завтра на работу надо бы. Так и здесь - золото листьев скоро сменится метелями и морозами. Самое сложное - тащить мерзнущего ребенка в сад. Остальное - куда ни шло. Ну и на заводе всю зиму всё будет мёрзнуть. Ладно, переживём и эту.

Тут Росавиация отчиталась, что за первые 7 месяцев года наши перевозчики перевезли 63 миллиона пассажира. Каюсь, что тут есть и мой вклад. Народ стал активно всюду летать, у всех дел невпроворот. Да и внутренняя миграция старается. Очень много товарищей, с которыми вместе в Шереметьево работали разъехались работать не просто по всей стране, но, как и я, вообще совершенные в новые для них регионы. Так что 100 миллионов уж наскребутся как-нибудь.



Вопрос в том, что АТО, делая анализ статистики Росавиации, сообщило, что ТОП-5 перевозчиков перевезли 69% пассажиров. А это Аэрофлот, Победа, Россия, Сибирь и Уральские. В топ не попали другие, достаточно крупные перевозчики - ЮтЭйр, Нордвинд, Ред Вингс, Смартавиа, Икар, Азимут, Аврора. Но и они вместе с региональными перевозчиками не наскребли в сумме и третьей части пассажиропотока. Налицо централизация. Большинство направлений обеспечивается одним-двумя перевозчиками. Конкурировать невыгодно - снижается прибыльность. Хабы похудели, тарифы подросли.

Когда-то в стране было 400 перевозчиков. Теперь намного меньше. Да и нужно ли много? Тут вопрос, куда развиваться. С учётом того, что единственный поставщик самолётов в перспективе - ОАК, которые уже расписал заказчикам на десять лет вперёд кому и что пойдёт, маловероятно, что возникнут новые перевозчики. А ниши и так все заняты. Конечно, всем хочется, чтобы был выбор и цены были разные. Но нет. Капитализм приводит к монополии в конечном итоге. В США сейчас потихоньку сливаются Аляска и Гавайи, а там где-то пытаются договориться Фронтье и Спирит. А сколько было раньше перевозчиков? Да это общемировая тенденция. В Европе холдинги.



Вот европейские санкции вовсю работают. Там, правда, американцы помогли ещё. Я про латышей. Air Baltic был успешным перевозчиком, который возил пассажиров между Россией/Белоруссией/Казахстаном и европейскими странами по комфортным тарифам. У них была хорошая маршрутная сетка. Да и парк из классических Боингов, Дэшей и 757 был надёжным и гибким. Свои приколы были, конечно. Но самолёты из Шереметьево летали по несколько раз в день и совершенно не пустыми.

Но с 2022 года для авиакомпании закрылось небо над РФ и Белоруссией. А в Казахстан пришлось лететь над Турцией, что в два раза увеличивало полёт. На Украину тоже летать нельзя, а раньше народ ими и летал в основном из России туда. Вот и лишился перевозчик пассажиров. Как транзитный хаб Рига умерла. Сами латыши летают помногу. Живут в Западной Европе, летают домой и к родственникам, ну и лечиться у себя предпочитают. Однако там же летают и Раяны, ИзиДжет и Виззы, которые не в пример дешевле. С ними бодро конкурировать не получается. Сейчас за пределы западной Европы рейсы выполняются только в Турцию, Египет, Израиль, Кипр, Грузию, ОАЭ и Азербайджан, куда лететь приходится почти 5 часов. Согласитесь, 48 самолётов для перевозчика одной небольшой Латвии это перебор.

Что касается монопарка из А-220, то это вторая причина подбирающегося северного лиса. А-220 оснащены сверхэффективным двигателем от Праттов, который позволяет добиться существенной экономии топлива за счёт выхода из строя и заземления самолётов. Несмотря на все активные действия в настоящий момент более месяца заземлены 9 самолётов из 48, то есть, пятая часть флота просто простаивает из-за неисправностей силовой установки.

Латвийская авиакомпания, которой на 97,97% владеет государство, недавно раскрыла свой финансовый отчёт за первое полугодие 2024 года, показатели которого руководство airBaltic назвало рекордными. В частности выручка перевозчика выросла на 16% в годовом исчислении и достигла рекордных 339 миллионов евро. В то же время чистый убыток airBaltic за первое полугодие составил 88 миллионов евро, которые авиакомпания связывает с нехваткой двигателей Пратт-Уитни и другими расходами.

Они могли поставить билеты по 10 евро и вообще бы выручка была бы огромной. Только и убыток тоже. Сейчас убыток - это четверть выручки, что крайне много. А последний займ авиакомпания взяла почти под 15%. Смогут ли его отдать, если на прибыль и не стоит надеяться?



Кстати, там CSA, которые уже перестали продавать билеты и выполняют рейсы за Смартвингс на двух сильно бэушных А-320, решили выходить из альянса скотин, простите, SkyTeam. Смартвингс решили, что нет в этом смысла. Да и сами по себе альянсы уже стали каким-то пережитком прошлого. Сейчас перевозчики сервис снижают, а всякие мильные-бонусные программы переводят в сервис по платным подпискам. Как у Виззов - вступил в клуб, заплатил, вот ты и стал премиальным. Оно, конечно, удобно, но конкуренция снижается вместе с сервисом, а куча альянсовских плюшек не оправдывает себя. Лучше, когда пассажир платит мало и ничего не требует.

Кстати, два самолёта у национального перевозчика - ужас. У меня за это Рязаньавиатранс закрыли когда-то… Нет в Чехии своего Нерадько, потерянная страна. Вот бы он разошёлся…



Global Airlines, кстати, показал всем свой покрашенный А-380, на борту которого можно будет окунуться в сервис нулевых - еда с багажом будут включены в билет, бортпроводницы - красотки, кресла удобные. Пока, правда, ливрея от Южнокитайских авиалиний отличается только буквами. Но сама идея мне импонирует. Обещают вскоре разрисовать в бело-красную, как Спартак.



Канадская авиакомпания Canada Jetlines прекратила выполнение полетов и подала заявление о защите от кредиторов, так как не смогла добиться нового вливания капитала. Приостановка деятельности Canada Jetlines произошла через полгода после остановки другого канадского бюджетного оператора - Lynx Air из-за финансовых проблем в условиях жесткой конкуренции на рынке. Jetlines начала свою деятельность почти два года назад - после нескольких неудачных стартов. Ее первый рейс состоялся в сентябре 2022 года по маршруту, соединяющему Торонто и Калгари. Позже перевозчик открыл несколько регулярных туристических маршрутов из Торонто, а также выполнял чартерные полеты и сдавал в мокрый лизинг три самолета Airbus A320.

В феврале прекратил полеты базировавшийся в Калгари ультралоукостер Lynx Air, объяснив свое решение "растущими эксплуатационными расходами, высокими ценами на топливо, увеличением аэропортовых сборов и сложной экономической и регуляторной средой". В настоящее время Бюро по вопросам конкуренции Канады проводит исследование, призванное выяснить, что является причиной проблем в секторе внутренних авиаперевозок страны.

В общем, в Канаде не выживают лоукостеры. Хотя их примеры мне тут частенько приводили в пример. Просто Канада очень похожа на Россию. Тоже огромная территория и мало жителей. Расстояния огромные, а пассажиропотоки скромные. Да и летают далеко не постоянно. Многие на вахтах работают. Кто-то из дома нос не показывает. Плюс погода, высокие цены на всё, да и зарплаты разогнала инфляция. Лоукостеры тут не выживают. Авиации нужна поддержка, в то время как Трюдо довёл страну до диктатуры либерализма, что большинство европейских стран в ужасе.

Авиация, как хотите считайте, является индикатором состояния экономики. В девяностые у нас в авиации было всё ужасно, хотя самолёты были бесплатные, а керосин стоил копейки. У людей не было денег и сил на поездки. Где-то авиация работает на перевозку мигрантов, как в Средней Азии. В Европе сейчас мода на лоукостеры, так как несмотря на высокие зарплаты платить много за билеты у европейцев нет возможности. В Юго-Восточной Азии, напротив, бум. Да и в Китае тоже, где есть бурный рост. В США всё более-менее, все игроки, хоть и сливаются, но чувствуют себя более-менее комфортно. А в Канаде у авиации проблемы - люди не летают, лоукостеры даже не выживают. Есть мнение, что это не к добру.

Если судить по авиации, то всё пока благополучно с экономикой в ЮВА, Китае и США. Не претендую на экономического эксперта, это просто наблюдения.

Обратная связь - связаться с автором

https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA

------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен  по адресу:

https://dzen.ru/a/ZtOA_tBQ3gFh7SuN

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:

https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html

https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:

https://unicorm.ru/

авиакомпании, Лоукостер, Авиабизнес

Previous post Next post
Up