Претензии ФАС к «Сибири» и её ценовой политике. Споры с её защитниками

Mar 13, 2024 22:48





Перед началом статьи поблагодарю Светлану Владимировну за поддержку! И её комментарии к каждой статье. Благодаря таким читателям хочется максимально беспристрастно и полно раскрывать каждую тему.

Вот с этой темой я столкнулся и хорошо её проработал в 2013 году. Но сначала суть проблемы: ФАС установила, что АО «Авиакомпания «Сибирь» в рамках одного подкласса тарифа продает авиабилеты по разной стоимости. При этом различия цены не связаны с оказанием услуг на борту, дополнительными расходами перевозчика или временем до вылета, в которое пассажир приобретает билет. Кроме того, у авиакомпании и ее группы лиц отсутствует коммерческая (ценовая) политика или иной акт, определяющий в том числе порядок ценообразования. ФАС выдала компании предупреждение о необходимости разработать и направить на согласование в службу коммерческую (ценовую) политику.  Документ должен предусматривать в том числе расчет и установление платы за перевозку пассажиров на экономически обоснованном уровне и правила определения допустимого уровня отклонения от него. Перевозчик не исполнил предупреждение ведомства, а также пытался оспорить его законность. Однако суд поддержал позицию ФАС России. Служба приняла решение о возбуждении дела в отношении АО «Авиакомпания «Сибирь». В случае установления вины авиакомпании грозит штраф.



Мнения в авиационной сфере разделились. Вообще, «Сибирь», как Субару - вызывает неоднозначную реакцию у всех и делит на два лагеря. У неё есть свой клуб фанатов и клуб хейтеров. Я к Сибири отношусь достаточно ровно. В 2006-2012 годах она мне очень нравилась, но спустя время то ли авиакомпания подпортилась, то ли с меня розовые очки спали. Сейчас у меня нет любимой авиакомпании. А Сибирь, с точки зрения сервиса, вполне адекватна по сравнению со всеми, кроме, пожалуй, Аэрофлота. Если бы мне подходило время и расписание, то я бы не стал отказываться от перелёта. Правда, такое бывает редко, а крайний раз ими я летал в 2022 году. Ещё из Симферополя. Вполне нормально, за исключением неудобного Домодедово.

В 2013 году, управляя коммерческой деятельностью в Центр-Юге, я столкнулся с предписанием Белгородской транспортной прокуратуры, которая обязала меня обосновать, почему мы продаём билеты на один рейс по разным тарифам. Для меня это был шок, так как я действовал, вроде бы, как все - подклассы, тарифы, все дела. Однако, решение адекватное проблемы мне подсказали коллеги из Саратовских авиалиний. Я сделал неплохую тарифную политику, где описал, что базовый тариф один, а остальные тарифы являются скидочными тарифами, которые зависят от условий применения тарифа (УПТ) и остатка свободных мест на борту воздушного судна. Изменять тарифы мог только я, на основании распоряжения генерального директора. Это удовлетворило всех.



Реальную и хорошую тарифную политику мы можем посмотреть на сайте Аэрофлота, где каждый подкласс в рамках существующей брендовой системы имеет одно несущественное различие - «Срок действия обязательства по перевозке» и «Остановки в пункте пересадки для транзитных пассажиров» отличаются от тарифа к тарифу на 5 дней. Мало кому нужны стоповеры на 150-360 дней, да и срок действия обязательства по перевозке - это формализм эпохи девяностых, когда часто приобретались билеты с открытой датой. Для большинства это что-то неведомое, на что можно не обращать внимания, что в целом правильно. Зато, если ФАС спросит Аэрофлот, чем отличается тариф «QFO» от «TFO», то он покажет УПТ, где существенным отличием является то, что по первому тарифу стоповер составляет 180 дней, а по второму 175 дней, что является значимым.

Да, формальность. Но правило незыблемо - одну и ту же услугу нельзя продавать по разным ценам. Причём трактовка широкая. Выше пример, как поступает Аэрофлот. А можно ли продавать в рамках одного подкласса по разным тарифам? В целом нет, но можно применять разные скидки. Например, промокоды. Или делать скидки тем, кто купил билет через сайт. Или за определённое время. И скидка отобразится в коде тарифа. Например, «QFO/PROMO5», то есть тариф QFO со скидкой в 5% за Промокод. Но это всё прописывается и оформляется соответствующими распоряжением и обоснованием. Как Магнит с Пятерочкой делают скидки не по желанию продавцов, а по указанию ответственного специалиста, который согласовывает (или нет, как по договору) это с поставщиками.

Если этого нет, то это превращается в сельпо без цен, где цену назначает продавец, как китаец на рынке, оценив платежеспособность клиента. А что смеяться - так и есть. Некоторые могут динамически ставить более высокую цену для покупателей с Айфонами и Макбуками. Но это уже перебор. Вот эти приколы, как увеличение тарифов для тех, кто зашел повторно на сайт, кто использует Айфон, кто пользуется золотой дебетовой картой, кто расплачивается в ресторане за винище и прочее ФАС и старается уничтожать. Тарифы установлены в рамках 26 подклассов с теми или иными особенностями, разбронировкой, установлены скидки. Хочешь поменять? Должен быть приказ или указание ответственного специалиста. Рост всех тарифных подклассов тоже должен иметь причину - увеличение спроса, хотя бы даже. Это не запрещено, это коммерческий перевозчик

Это делается в рамках защиты прав потребителей. Она вообще у нас особо этих потребителей не защищает до того момента, пока не начинает расти социальная напряженность. А все мы помним, что Сибирь перешла работать в Сибирь и на Дальний Восток, где, по факту, оказалась монополистом на многих социально значимых направлениях. А там люди начали бунтовать, мол тарифы стартуют в космос, только что была одна цена, тут же другая, завтра третья. Не факт, что пассажиров бы услышали, о там явно постарались местные власти, которые и возбудились, мол, авиакомпания может работать и зарабатывать, но не наглеть в отсутствии конкуренции.

Но ФАС заинтересовалась именно механизмом формирования цены и выяснила, что тарифы могут прилично меняться в одно и то же время при просмотре с разных устройств и при повышении интереса (без бронирования). Пришли к перевозчику, а там руками разводят - «мы не причём, оно само». Потому ФАС и обязала навести порядок, назначить ответственного и каждый раз обосновывать хоть как-нибудь. Направлено это на защиту прав потребителей. Здесь я за государство, так как пассажиры у нас не так чтобы сейчас и защищены.



Но мне написали несколько защитников Сибири:

«На какое согласование в ФАС должен направлять КОМЕРЧЕСКИЙ перевозчик ценовую политику, занимающий второе-третье место по ёмкости перевозок, если монополист - это гос. компания как раз?».

Аэрофлот не является монополистом. Их ценовая политика в данном случае открыта и прозрачна. И даже обоснована, пусть и формально. Но в рамках одного подкласса тариф у Аэрофлота не будет скакать в зависимости от типа устройства. И да, перевозчик работает в стратегически важном секторе. А государственные органы могут проводить проверки, как и в торговых сетях, на заводах и фабриках. Это функция государства.

«Ещё раз. С чего это государство лезет в КОМЕРЧЕСКУЮ структуру и требует это показать? За субсидируемые ещё ладно докопались бы, но нет, хотят обычные рейсы, где государственный монополист проигрывает слоты посчитать по-другому, чтобы не проигрывать. Не похоже на добросовестную конкуренцию».

Нет в России проблем со слотами на внутренних рейсах - хочешь лети. А государство может лезть в коммерческие структуры на основании федерального законодательства. Анархии в стране нет. И для государства что Аэрофлот, что Сибирь находятся в равных условиях.

«Нельзя быть монополистом на каких-то рейсах. Ты либо монополист в сфере, либо ты не монополист и конкурируешь. И Сибирь не имеет рычагов, чтобы стать монополистом, потому что КОМЕРЧЕСКАЯ структура. Если государство хочет защитить право потребителя - welcome, летайте своими корумпированными насквозь вскормышами, никто не запрещает же, делайте. Не можете сделать рейс дешевле, чем Сибирь? Ваши проблемы, летайте в минус, вы социальное государство, а они грязные комерсы, душащие простой люд. И да, документ даже если и должен быть то не ваше собачье дело в него нос сувать, он внутренний, никак государство не касающийся»

Ну уровень комментаторов и защитников виден издалека. Налоги, не факт, что они платят. А государство должно иметь рычаги воздействия и проверять документы. Нет в законе «вскормышей» - правила единые.

«Сервис отсутствует? Ох извините, простите, как же жаль. Нет. Не жаль. Общемировой тренд сейчас такой, что самолёт - это маршрутка, а не "опыт" или "привилегия" и да, у нас ещё сервис сохраняется куда лучше, чем где бы то ни было. Чего только стоят комментарии под любым видео Ryanair landing. В первую очередь можно ставить пассажира, не засовывая пяточок админ ресурса в коммерческую деятельность. А конкурируя в первую очередь, пытаясь хотя бы. Делая вид, хотя бы. И на рейсах где Сибирь летает одна государство в лице RWZ, AFL, PBD, SHU, A4, DRU, SDM, SYL, LLM может спокойно устроить конкуренцию. Мы говорим об одном и том же по факту, но я со стороны того, что частная компания пока она что-то не нарушила неприкосновенна, а вы о том, что "ради конкуренции можно и покошмарить частника". От Сибири требуют показать то, как она зарабатывает, чего нигде больше не требуют, потому что это основа бизнеса, которую не раскрывают именно потому что раскрыв можно закрываться. И будьте уверены, где где, а вот в Сибири проблем с порядком и процессами нет. Да шутка ли, если СЛО свои девятнашки, на которых и первая литера висела не раз, только к ним ставили до войны и сейчас периодически ставят безапеляционно, потому что знают, что там лучшие спецы во всей отрасли, которые не пропустят ничего и всё запишут. Вряд ли Филёв допустил, чтобы в тех.холдинге было всё так хорошо, а в авиакомпании, которая старше на порядок был бы разброд и шатание. Не в его это стиле, у него всё выстроено очень чётко, он не делает необдуманных шагов, всё только на железобетонном основании»

Практика показала, что проблем масса. И не показать, как зарабатывает. Это открыто - тарифы публикуются. Вопрос в том, как они меняются и на каком основании, так как есть подозрение на нарушение законодательства. И говорить, что она ничего не нарушила в данной ситуации нельзя. Есть жалоба, есть расследование. Да и Аэрофлоту и так понятно, как зарабатывает перевозчик.

«Можно распутывать клубок, тратя силы, время и т.д., когда это всё уже неактуально станет, а можно админ. ресурс использовать. Вряд ли Сибирь все гос.закупки шерстит, чтоб понять по каким ставкам обслуживается AFL в SVO»

Мда, как всё запущено. Аэрофлот - коммерческая структура. Негосударственная. Ну частично. Она не занимается госзакупками. Ставки и сборы определяются договорами с Шереметьево-Хэндлинг и МАШем. И поверьте человеку, который держал один из двух договоров в руках, что там не сильно отличаются условия от Сибирских. Да даже если бы узнали, что это бы изменило.

Тут полное непонимание авиабизнеса со стороны оппонентов. Самолёты расходуют одинаково, остальные расходы у всех примерно одинаковые. Задача - продать кресла как можно дороже и перевезти максимум народу. Тут уже вступает в действие маркетинговая политика, маршрутная сеть, субсидии, перевозки бизнес-класса, корпоративные и чартерные рейсы. Расходную часть все знают (примерно), а вот доходная тоже прозрачная. Авиабизнес максимально прозрачен. Он честный и открытый. А пассажир начинает страдать, потому все смотрят друг на друга.

Обратная связь - связаться с автором

https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA

------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:

https://dzen.ru/a/ZfIDBZ2rNCTzBQBU

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:

https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html

https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:

https://unicorm.ru/

Сибирь, Авиабизнес

Previous post Next post
Up