В нашей авиации всё достаточно спокойно происходило, в отличие от авиапрома, где была куча событий, в том числе успехи и неудачи. Но про те события проговорили вчера, а сегодня проговорим про успехи непосредственно гражданской авиации. Я в конце добавлю опрос о главном событии года, пусть каждый примет участие. Я же сейчас их буду размещать в том порядке, в котором они пришли на память.
- Сняли А. В. Нерадько. Весьма серьёзная личность, в истории нашей авиации точно останется. Волевой и принципиальной. При нём порядок точно анархией не назовёшь, скорее беспределом. Авиакатастрофа приводила к моментальному закрытию магистральной авиакомпании, даже если вины той не было (ну за редким исключением - Аэрофлот не берём, нельзя так говорить). Хотя на периферии падали Ан-28 и Ан-26, врезаясь в гору по причине грубейших нарушений в лётной работе, но их не трогали, иначе пришлось бы тратить силы на поиск перевозчиков для обеспечения жизненно важного сообщения. Закрывали и по беспределу. Авиалинии Мордовии закрыли за выкатывание Ан-26 без повреждения в Саранске. Центр-Юг за мелкие нарушения в лётной работе. Псковавиа просто так. В результате катастрофы в Казани Боинга-737 а/к Татарстан закрыли 5 из 6 Казанских авиакомпаний, включая абсолютно непричастные Тулпары. Ред Вингс смогли восстановиться только после продажи за 1 рубль кому надо. Субсидии раздавали бестолково - не больше одного перевозчика на маршруте. Маршруты сомнительные. Много толковой регионалки поубивали, много бестолковой пооткрывали. К чему это привело - дикая монополизация, зверское убийство сервиса, низкая рентабельность отрасли, уход отечественной техники. В общем, неизвестно, разрулим ли мы это вообще теперь.
- Выкуп государством зарубежных самолётов для полётов зарубеж. Паника на лизинговом рынке. Лизинговые компании далеки от политики. Их бы устроило, если бы правительство США напечатало 10 миллиардов долларов и компенсировало бы убытки от оставленных в РФ самолётов. Сумма копеечная, однако не выгорело. Начали судиться со страховыми, возник риск обрушения последних вместе с лизингодателями и банками из-за невыполнения обязательств, взятых на кредитные деньги. На них забили, поэтому деньги они получили от России через страховые компании. Самолёты летают заграницу, а в словах западных политиков про авиацию стараются не упоминать. Причина есть: лизингодатели стали потихоньку сторониться Китай, а то мало ли что с Тайванем произойдёт. Китайский портфель уже сократили Air Lease и Avolon. На те рынки стали потихоньку заходить китайские капиталы. Это немного не устраивает Запад. Но тенденции наметились. На Ближнем Востоке и в Африке тенденции те же. Мне кажется, проще было лизингодателям просто дать 10 миллиардов. Их всё равно триллионами печатают. Меньше ущерба было бы.
- Сокращение расписания Сибири из-за А-320нео. Сибирь второй по значимости перевозчик страны. Была. Сейчас сетка сократилась максимально. Причина - вывод из эксплуатации значительной части флота. Причём тут дело не столько в санкциях, это общемировой тренд в случае с двигателями Пратт-Уитни. Уверен, что их назначенный ресурс больше, чем у ПС-90. Но вот как получается... Не на тех поставили. У остальных перевозчиков ситуация более стабильная. Самолёты, несмотря на прогнозы, не встали к забору. Но поддержание лётной годности стало в разы сложнее.
- Сокращение субсидирования. В прошлом году выделили 100 миллиардов рублей из ФНБ просто авиакомпаниям за то, что они возят пассажиров. Деньги сгорели. В этом году объём субсидирования кратно уменьшился, но чудо, пассажиров перевезли больше даже с учётом того, что в 2022 году 2 месяца рассекали без санкций по всей планете. Больше 100 миллионов уже. Чего не смогли добиться в прошлом году. О чём это говорит? О том, что Минтранс, пытаясь влиять на рынок финансовыми механизмами, ничего сделать не может. Савельеву далеко до Нерадько. Ядрову и Потешкину тем более. Да и вполне адекватного экономиста, чем Клим пока не нашли.
- Кучу народа увезли на черных воронах из Росавиации. Внезапно, что стало совсем неожиданным, в этом году из Росавиации увезли кучу коррупционеров. Честь мундира оказалась запятнана у ближайшего окружения Нерадько. Он же не такой, апартаменты купил себе сам, жил на зарплату. Поэтому занял пенсионную должность в Норникеле. К сожалению, ничего в лучшую сторону на Ленинградском проспекте не поменялось. Савельеву не на кого опереться. Нет ближайших надёжных фигур. Был Чалик, да и тот оказался никакой. А потенциал у нашей авиации огромный.
- Наконец-то отечественные авиакомпании перешли на использование отечественных инверторных систем. И не только их. Это прям заслуга лично Байдена, что теперь личные данные пассажиров хранятся не в Атланте, а на улице Академика Волгина в Москве. Аэрофлот ушёл из Сэйбра, Сибирь ушла из Амадеуса вместе с Уральскими. Ютэйр и прочие ниоткуда не уходили, так и остались в наших системах. Леонардо вполне адекватная штука. Мне после управления ресурсом в Сирене-2000 кажется, конечно, слегка попсово - может разобраться сходу любой, не нужно в текстовом режиме вытаскивать рейды. Да и Астра не хуже Сэйбровского графического терминала, хотя бы не так тормозит. Возможности все есть. Да и без особых сбоев работает, бывали, конечно, но раньше и с Сэйбром бывало всякое. Не хуже. Да и пора привыкать, что не LED, а СПТ, не SVX, а ЕКБ, не KUF, а СМШ, не GDX, а МДН, не GOJ, а НЖС, не AER, а СОЧ. Всё предельно просто и понятно.
- Скандалы с сервисом. Сейчас не буду называть конкретных перевозчиков, так как отметились многие, большинство. Кто-то у ребёнка отбирает чемодан, входящий в калибратор, что это беспредел подтвердил суд, то коляску у инвалида отбирают, что это тоже беспредел, то тоже суд подтвердил, были и длительные отмены из-за некорректно составленного расписания, был и сомнительный товарищ в Домодедово, который разделял рейсы по национальности, было и бортовое питание за 2,5 тысячи рублей. Вот это всё с попустительства Минтранса как раз. Потому что на это отреагировали суды и прокуратура, но не Минтранс.
- Пшеничное поле. Абсолютно необоснованный полёт в Новосибирск вместо Омска без топлива привёл по счастливому стечению обстоятельств к посадке без жертв в пшеничное поле. Уральским везёт на отсутствие канав и линий электропередачи в полях. Но расследования показывают огромные проблемы с безопасностью полётов в авиакомпании. Многие восхищаются посадкой в поле и не задают вопроса, почему они там оказались? Почему не сели в Омске или хотя бы в Барабинске, почему не обнаружили раньше течь в гидросистеме? Почему преувеличивают вероятность и опасность выкатывания в Омске? Пилотов попросили по собственному, самолёт вряд ли полетит. Авиакомпания особо не пострадала с точки зрения пассажиропотоков (монополизация и бравада про героизм). Отнесли как к шутке, а ведь чудом остались живы.
- Внимание СМИ к участившимся происшествиям. Как показала статистика, количество происшествий не выросло, как и задержек, но участились упоминания о них в СМИ с нагнетанием массовой истерии в обществе.
- Массовое обновление аэропортовой инфраструктуры по всей стране. Да, обновляют полосы во многих аэропортах, обновили массу аэровокзалов. Не забыли и север, где открываются и новые аэропорты-посадочные площадки с ИВПП. Здесь работа поставлена очень хорошо, качество высокое. Массовость тоже потрясает - Архангельск, Магнитогорск, Оренбург, Черский, Северо-Курильск, новый аэровокзал в Южно-Сахалинске и Новом Уренгое, продолжается строительство в Петропавловске и Новокузнецке.
Это то, что сходу вспомнил. Конечно, сейчас умудрятся и здесь перевернуть с ног на голову. Обещанный опрос:
Poll Самое важное событие гражданской авиации РФ в 2023 году: Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA ------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/itogi-2023-goda-v-nashei-aviacii-659099ed82f0d5245ffac6c1 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем
сайте: