О региональных авиарейсах, субсидируемых в 2024 году

Nov 06, 2023 01:43



В ноябре уже подбили заявки и сделали список региональных рейсов, которые будут субсидироваться по постановлению 1242 в 2024 году. Сегодня хотел бы сделать небольшой обзор и дать несколько комментариев по этим рейсам.
В 2023 году будут субсидироваться 235 маршрутов, на которые заявились 15 авиакомпаний (Азимут - 46, Ред Вингс - 44, Ямал - 37, ЮтЭйр - 23, ЮВТ-Аэро - 20, Руслайн - 17, Аэрофлот - 15, Красавиа - 12, Сибирь - 10, ИрАэро - 9, Северсталь - 8, Икар - 6, Нордвинд - 5, Алроса - 3, Смартавиа - 2). Очевидно, для кого это основной бизнес (первая тройка), а для кого - попутный неплохой доход. Ну ЮВТ и Руслайн тоже в основном с субсидиями, только у них парки скудные, поэтому по количеству направлений всё скромнее и скромнее. У Аэрофлота эти 15 рейсов касаются Красноярска в основном, несколько рейсов из Пензы в Питер и Екатеринбург. На всех этих рейсах софинансирование субъекта федерации. По факту, рейсы заказали у Аэрофлота, дали денег из местного бюджета, запросили остаток в федеральном. У Сибири рейсы из Новосибирска, там местное софинансирование. У ИрАэро подозрительно мало рейсов - вероятно решили уходить на международку. У Нордвинда и Икара в основном рейсы в Калининград, но и там везде софинансирование.

В целом программа год к году становится более обдуманной. Не могу сказать, что 235 рейсов все абсолютно нужные и важные. Из крайне сомнительных с точки зрения целесообразности я бы отметил в первую очередь рейсы из Владивостока в Нерюнгри (не там пассажиров, вообще, уже пробовали неоднократно). Да и рейсы из Горно-Алтайска… Не спорю, там замечательный курорт, но круглогодичный еженедельный рейс в неделю из Нового Уренгоя выглядит несколько странным. То же можно сказать и про Оренбург, Салехард и Улан-Удэ. Из Оренбурга так вообще два рейса в неделю круглый год на Эмбраерах-190. Три рейса в неделю из Иркутска в Талакан на Сухих я бы тоже подумал. Калининград - Псков, тоже сомнения, что наберут там на рейс на Сухом. Все рейсы из Калуги прям отрицать бы не стал. Но зачем дважды в неделю гонять из Калуги в Мурманск? Там нет сильного потока пассажиров между городами, да и трансфера нет. Кызыл - Улан-Удэ, тоже нет там никого. Из Нижнего Новгорода в Томск и Тюмень? Ну будет человек 15-17 на рейсе в лучшем случае. Ничего хорошего в запихивании Тобольска всюду не вижу, но Новый Уренгой - Тобольск выглядит самым сверхъестественным. А из Омска и Сургута тем более. Там по земле ехать нет ничего, что в Тюмень что в Тобольск, а народу не наберётся. Между Самарой и Ярославлем особо нет пассажиропотоков. Интересно, кто летает между Томском и Улан-Удэ? Да и из Улан-Удэ до Южно-Сахалинска спрос невелик.
Но отмечу, что наиболее важные с точки зрения социальной потребности прямые рейсы будут субсидироваться - Самара - Новый Уренгой, Уфа - Надым, Пермь - Когалым. Да и на Чукотку тоже, рейсы из Благовещенска в Иркутск просубсидируют. Вот честно, впервые за десять с лишним лет, я читал и вслух говорил: «Молодцы!». Кстати, Ред Вингс везде резервным типом прописал Ту-204/214.
Сомнительным я вижу любое включение рейсов из Горно-Алтайска, Тобольска и Калуги в эти списки. Там пассажиропотоки очень скромные и сложные. Рядом находится крупный аэропорт другой с хорошей географией и ценами. Подбирать народ под трансфер, если только. Вот рейс из Ярославля в Казань или Самару я бы приветствовал, там закрывается всё Поволжье, да и Екатеринбург с Сибирью и Уралом. Юг - Сочи и Минеральные Воды - да.
Каких рейсов не хватает? Ну я бы подумал на тему того, что есть вероятность, что в следующем году откроются закрытые аэропорты страны. Может стоило часть зарезервировать и глянуть в сторону пересмотра. Я бы сделал так. Следующее заседание через полгода. Все рейсы со средней загрузкой менее 50% слетают с субсидирования в пользу новых рейсов и увеличения частотности рейсов с загрузкой более 85%. В нашем случае отложил бы для рейсов в Краснодар, Ростов, Белгород, Симферополь и т. д. Вообще на месте государства я бы на базе данных той же Сирены дал бы всем статистику по пассажиропотокам. Сюда бы наложились данные РЖД, Почты России, логистических операторов, автобусников, поисковиков, маркетплейсов. Создал бы большую интерактивную карту, которая могла бы оценить потребность. Так было бы проще оценивать маршруты, а то и делать госзаказ на рейсы. Только вот, боюсь, что многие желающие поотваливаются, а деньги получат реально нужные рейсы.
Программы субсидирования вообще необходимо пересматривать. В текущем виде Росавиация переложила свои функции на авиакомпании, дав ряд весьма сомнительных критериев, по которым интересными становятся только полупустые и ненужные рейсы. Но заказчиком должно выступать государство и опубликовывать необходимый перечень маршрутов с указанием потребности и проводить конкурс. Только основываясь на чёткой аналитике можно сделать субсидирование не запуском бюджетных денег в воздух, а действительно социально полезным инструментом. Думайте коллеги. Эту идею нужно проталкивать.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/o-regionalnyh-aviareisah-subsidiruemyh-v-2024-godu-65480c9e4798cc57be072a84

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/

Субсидирование

Previous post Next post
Up