Рано или поздно это придёт. Наша медлительная Росавиация уже выдала первый сертификат на выполнение авиационных работ ООО «БАС» (№АР-204 от 05.05.23 г.) оператору исключительно беспилотных летательных аппаратов. Сейчас беспилотники двигает оборонка. А она всегда являлась двигателем прогресса. Причём, если изначально беспилотники выполняли исключительно разведывательные функции (тихо и незаметно подлететь и зависнуть, занимаясь разведкой или целеуказанием), то сейчас развиваются ударные беспилотники, причём не только одноразовые, но и многоразовые, по факту, беспилотные бомбардировщики. А это уже шаг в сторону гражданской авиации, так как беспилотник, способный нести груз на определённое расстояние уже интересен эксплуатантам.
Какие преимущества у беспилотника перед обычным самолётом. Первое - отсутствие экипажа, который необходимо учить, оплачивать труд, который может являться причиной человеческого фактора (я не говорю о проблемах, усиленных отказом той или иной матчасти, а про факторы усталости, ошибок). Второе - экипаж и системы жизнеобеспечения требуют места и массы. Кабина занимает место, туалеты, кухни, кислород, двери, трапы - всё это занимает место и весит. Третье - отсутствие экипажей позволит изменить принципы конструкции воздушных судов. Например, придать обтекаемую форму за счёт отсутствия кабины. Второе - использовать гибридные силовые установки, например, вместо кабины воткнуть один газотурбинный двигатель, а на крыло поставить несколько электродвигателей и пропеллеров. Повысится аэродинамичность крыла (электродвигатель меньше места занимает, меньше сопротивления даёт. Можно будет использовать другие эшелоны, либо ползать на других скоростях. Например, сутки без посадки ползти на Дальний Восток. А что - экипажа нет, замена, отдых не требуются. Ползёт себе спокойно.
Естественно, всё это в перспективах. Пока ничего из этого нет. Электросамолёты пока что идея неактуальная, водородные топливные элементы тоже штука сомнительная, а вот гибриды - это уже вопрос ближайшего будущего. При этом можно вспомнить бомбардировщик Пе-8, на котором пятый двигатель осуществлял наддув для высотных полётов. А вот выход беспилотников на коммерческие грузовые перевозки не за горами. Однако, эти аппараты точно не откроют проход к пассажирским беспилотникам, так как те будут ближе к обычным самолётам, да и без экипажа вряд ли будут обходиться. Но про пассажирские беспилотники, с позволения читателей, сегодня говорить не буду.
Больше хотел бы проговорить про грузовые беспилотники. Потому что потребуется новая законодательная база. Зная, кто меня читает, хотел бы накидать как идей по законотворчеству, так и по бизнес-планированию. Кто знает, может быть и я этим займусь.
Во-первых, требования к коммерческому эксплуатанту беспилотников должны быть радикально новыми. Здесь меняется всё - производство полётов, обеспечение перевозок, поддержание лётной годности. Должен быть отдельный статус. Да и не должно быть ограничений по количеству аппаратов. Здесь должен быть именно что свободный рынок, однако, безопасность полётов должна жёстко соблюдаться, чтобы аппараты не падали людям на головы. Поэтому и оргструктура, и ПЛГ, и СУБП всё должно быть и оставаться.
Следующий момент - инфраструктура. Беспилотникам нужна иная инфраструктура, которая будет обеспечивать успешное выполнение взлётно-посадочных операций и руление. Аэродромы для беспилотников должны тщательно охраняться во избежание актов незаконного вмешательства. Они должны быть обособленными. Курсы выхода на маршрут и захода на посадку не должны пересекаться с курсами обычных воздушных судов.
Вот как раз ещё момент - у беспилотников должно быть отдельное воздушное пространство, оно не должно пересекаться обычными самолётами. В идеале, даже два воздушных пространства - около 4-5 км для тихоходов (200-500 км/ч) и 12-13 км для беспилотников с крейсерской скоростью 700-1000 км/ч. Управление воздушным движением должно производиться дистанционно с передачей данных непосредственно на беспилотник (что-то типа ACARS).
Ну и в остальном - грузы тщательно досматриваются, погрузка в присутствии работников, осуществляющих авиационную безопасность. Регламентное обслуживание авиационной техники, утвержденные производителем процедуры поддержания лётной годности. Возможность санкционированного вмешательства в полёт на любом участке и полёт под управлением оператора с Земли.
Не стоит этому противиться. Но если данное ноу-хау упростит процедуры доставки грузов, то почему бы и нет. Возможно, это будет выгоднее даже и доступнее традиционных видов грузовых перевозок, возможно даст толчок к развитию авиации в целом. Но не стоит обнулять эту тему. Это будущее. Когда оно наступит… Ну я прогнозирую появление такого эксплуатанта до 2030 года, не думаю, что будет позже.
Насчёт пассажирских беспилотников - говорить пока рано. Экипаж в любом случае будет на борту. Возможно, будет снижаться доля прямого вмешательства экипажа в органы управления, порядок подготовки экипажей. Но это всё точно будет нескоро. В данном случае всё будет весьма инертным. Хотя в чём-то, возможно, будет зависеть и от производителей. Кто первый к этому начнёт движение, тот и захватит новый рынок.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/kak-i-kogda-nachnutsia-polety-bespilotnikov-v-grajdanskoi-aviacii-64ebb907139b665597ef4bda 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.htmlhttps://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/