Правительство утвердило запуск инвестпроектов с использованием средств ФНБ по поставке воздушных судов Авроре, а также по обновлению вертолетного парка российских авиаперевозчиков. Базовым исполнителем проекта назначена ГТЛК при поддержке ее акционера Минтранса России.
Это к вопросу о предоставлении средств. Государство из ФНБ переместило в свой же карман в Минтрансе в виде счетов ГТЛК, с которыми рассчитается с принадлежащей ему же ОАК. Так что 94 миллиарда рублей первые из нескольких триллионов составят основу первого пула заказов, за которые недавно была выволочка Мантурову. Заводы тоже можно понять - у самого завода план есть, благодаря программе, которую утвердило Правительство. Но дальше уже пошли нюансы, кому сколько и куда. Затарить склады комплектующими на полгода, как в Советском Союзе не получится. Смежники требуют контрактов на поставку компонентов, а их невозможно заключить, пока нет понимания, откуда и в каком объёме поступит финансирование.
Условный завод не может купить впрок двигатели у ОДК, да вообще ничего купить не может - нет денег. Вот сейчас есть контракт - можно теперь подписываться. При том и так берут с запасом. Вот Авроре акцептовали 8 Суперджетов, Иркут подписывается на 10-12 комплектов. Так и получим непрерывность производства. Собственно, пока денег не было - работали по старым предзаказам и предоплатам, но в текущем разрыве, который произошёл из-за перестройки производства, денег не хватало.
Тем не менее, это не значит, что все сидели и ждали. Многие компоненты ОАК делает самостоятельно, поэтому процесс идёт. Чуть дальше расскажу о текущих промежуточных результатах. А пока скажу, что «Ил» не подписал спецификации по Ил-114-300, поэтому на данный тип средства не акцептовали (а там, на минутку, 19 самолётов хотели), а остальное достанется в полном объёме. 39 воздушных судов - 8 импортозамещённых Суперджетов, 10 ЛМС-901 Байкал, 10 вертолетов Ми-171А2 и 11 вертолетов Ми-171А3. Передача авиатехники запланирована на 2024 - 2026 гг., на эти цели будет выделено 49,6 млрд руб. из средств ФНБ, еще 5,5 млрд ГТЛК рассчитывает привлечь с рынка.
Вообще схема по Сухим следующая:
• Сейчас заключили контракт и перевели 9,4 миллиардов рублей авансом за 4 Сухих;
• В ноябре будет ещё предоплата в размере 9,4 миллиарда рублей за ещё 4 Сухих;
• В ноябре 2024 г. ожидается приёмка 4 Сухих (если сорвут получат штраф, а с деньгами и так не так чтобы отлично);
• В декабре 2024 г. ГТЛК передаёт 4 Сухих Авроре в лизинг;
• В ноябре 2025 г. ожидается приёмка ещё 4 Сухих, а в декабре 2025 г. передача Авроре в лизинг.
Далее Байкалы:
• В октябре 2023 года ГТЛК переводит 827,5 миллионов авансирования за 5 Байкалов, которые примет в октябре 2025 г. и доплатит ещё 551,5 миллион, а до декабря передаст в лизинг Авроре;
• В октябре 2024 года ГТЛК переводит 861 миллион авансирования за 5 Байкалов, которые примет в октябре 2026 г. и доплатит ещё 574 миллиона, а до декабря передаст в лизинг Авроре;
Остальное касается вертушек, там примерно всё так же. Так что уже можно ответить не только на вопрос «когда», но и на вопрос «кому». Ясности в вопросе становится всё больше. Как я и говорил, что Сухие и МС-21 точно доведут до ума - вопрос престижа. А вот с Ил-114 происходит полная беда. Недавняя очередная смена руководства на Иле, возможно, следствие этого. И никаких комментариев по ним нету. Это, кстати, к вопросу о том, что было бы, если бы Ту-334 запустили в серию. Старые КБ не потянут интенсивность в режиме ошпаренной кошки, с которой в прошлом году пришлось столкнуться всем. Если в Иркуте круглые сутки работают не только работники, но и администрация, то в Иле, видимо, нет желания воплощать в жизнь свой же самолёт.
Ну и можно оценить стоимость одного Байкала. Всего 10 Байкалов обойдутся в 2,8 миллиардов рублей, значит, одна штука - 280 миллионов. Хотя на Максе-2021 он стоил 120, но то с буржуйским Н80. Сейчас вроде бы с ВК-800 обещают 140, а для Авроры за двойную цену - там Сухоребрик нарисовал кучу хотелок, включая метеолокаторы и другую начинку. В общем, за 140 миллионов будет только планер с двигателем с минимальным оборудованием. Кстати, не все 2,8 миллиардов ГТЛК изымет из ФНБ, а только 1,6. А ещё миллиард на Байкалы будут занимать в банках под 11%. Кто-то заработает на этом. Как правило, это ВТБ, который в такие дела активно вписывается.
Ну и по позавчерашней статье, где говорили про Ан-2 на северах. Частник за 280 миллионов Байкал не возьмёт, даже в кредит без первого взноса и процентов. Судите сами, 280 миллионов на 10 лет окупаемости - это 28 миллионов в год должен зарабатывать сам самолёт. Или 2,33 миллиона в месяц. Если такой самолёт в день будет совершать даже 4 смычка, перевозя суммарно 36 пассажиров в день или 1080 пассажиров в месяц, то в цене каждого билета будут сидеть больше 2 тысяч рублей только кредита за самолёт, не считая аэропорты, экипаж, обслуживание, АНО, оплату административного состава, страховки а также гешефт, ради которого это всё должно затеваться. Очень уж невыгодно получается. Но если регион платит, чтобы население этим обеспечить, то почему нет. А через десять лет можно будет продать частникам по остаточной стоимости.
Кстати, новость активно освещали хабаровские журналисты из федеральных каналов. Из их репортажей масса интересной информации. На первом летном образце 97001 в настоящее время завершается монтаж бортовых систем и кабельной сети, уже установлены двигатели SaM146 и вспомогательная силовая установка (отечественная ТА18-100С), шасси. В следующем месяце ожидается постановка машины под ток, и после необходимых цеховых отработок она будет передана на летно-испытательную станцию. Старые движки поставили, так как образец пока что предсерийный, будут отрабатывать системы до окончания испытания ПД-8, чтобы ускорить процесс.
Неподалеку от первого летного в цехе окончательной сборки находится опытный 95157, которому предстоит подняться в воздух с ПД-8 под крылом. Получение первого их комплекта в Комсомольске-на-Амуре ждут к началу лета. А за ним разместился второй летный экземпляр 97003 - его планер уже состыкован, начат монтаж бортовых систем. Эта машина будет сразу оснащаться двигателями ПД-8. Итого летом ждут 4 ПД-8, чтобы начать лётные испытания прямо из Комсомольска, скорее всего. Если в том же темпе, что и МС-21, да ещё и двумя самолётами, то до конца года должны закончить лётную сертификационную программу.
В настоящее время на сборке находится и первый серийный 97004, с фюзеляжем из имевшегося задела по предыдущей серии, но после проведения на нем необходимых доработок, с новым крылом, но пока без оперения. Вместе со следующим самолётом 97005 он должен быть готов к поставке к концу этого года.
Да, напомню, что с пятницы до воскресенья буду в Самаре, хотел бы встретиться с подписчиками, кто оттуда - пишите мне, ссылка ниже.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ ------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/kogda-komu-i-za-skolko-poidut-novye-superdjety-i-baikaly-kak-dela-so-stroitelstvom-suhih-seichas-63ed45a8d4b39e3d6a6dc9a1 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.htmlhttps://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5 5. Продукцию (корм для собак) можно пока приобрести на Озоне либо Яндекс.Маркете:
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-srednih-porod-2-kg-820722100/https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-krupnyh-porod-2-kg-820727359/