Росавиация противоречит сама себе. Причём уже даже не косвенно. 27 октября Глава Росавиации доложил Министру транспорта в ежемесячном докладе о том, что российские авиакомпании не перевезут 100 миллионов авиапассажиров в этом году, а уже сегодня его заместитель - Владимир Потешкин заявил, что «Ситуация с достижением целевых показателей на уровне не менее 100 миллионов пассажиров - рабочая».
Конечно, ближе к концу году становится всё проще сделать прогноз, зная текущий промежуточный итог. По крайней мере, за три четверти года перевезли две трети необходимого количества. С учётом того, что впереди не самые провальные месяцы - ноябрьские каникулы, декабрьский ажиотаж, когда все заканчивают дела, а потом разлетаются на новогодние праздники, можно сопоставить эти цифры и получить результат в районе 88-89 миллионов пассажиров к концу года, что, согласен, менее оптимистично, чем я предполагал. Однако я рассчитывал на открытие южных аэропортов.
Читатели моего канала варьировали свои оценки в районе 70-90 миллионов пассажиров. Всёпропальщики называли цифры в районе 30-40 миллионов и полную остановку полётов к осени. Про прогнозы авиакатастроф называть не буду.
Насчёт того, что у нас не было серьёзных аварий - это не совпадение, а кропотливая работа самих перевозчиков и умных людей, которые занимались внешнеэкономическими делами, поставками запчастей, а также несомненно - самими технарями. Я даже поблагодарю знаменитого молдавского техника из Санкт-Петербурга за то, что и он внёс свой немалый вклад. Запчасти есть, а самолёты, хоть и без надзора производителя, но обслуживаются без потери качества.
Да, есть некоторые потери - отключился wi-fi на узком фюзеляже Аэрофлота, есть определённые дефекты вспомогательного (салонного заметнее) оборудования. Но безопасность полётов в стране остаётся на высоком уровне. ИКАО может запихнуть свои флажки там, где держала их раньше. Летать по-прежнему безопасно.
Вернусь к теме статьи. Каков же прогноз Александра Васильевича по перевозке в этом году? Он сообщил о 94,5 миллионах пассажиров. Разумеется, если бы не 100 миллиардов субсидий, то о таких цифрах говорить точно бы не приходилось. На внутренних рейсах в прошлом году перевезли 89 миллионов пассажиров. Из них 7 миллионов пришлось на Симферополь, 5 на Краснодар, по 3 на Анапу и Ростов, по миллиону на Геленджик и Воронеж. Ну и оставшиеся из закрытых - Белгород, Курск и т. д. потянут на миллион. Без этих направлений останется 68 миллионов.
В этом году ориентировочно столько перевезут всего. Откинуть можно международку. Её было в сентябре 13 миллионов. Ну будет около 15. По моим прогнозам - на внутренних рейсах по оставшимся аэропортам можно считать рост - около 7 миллионов. По прогнозам главы Росавиации - около 10 миллионов. По плану - 22 миллиона.
Стоило ли тратить 100 миллиардов рублей на достаточно скромные показатели? Не думаю, что это лучшая идея. Билеты реально были дешевле. Многие читатели и знакомые пересели на Аэрофлот, так как был аттракцион неслыханной щедрости на основных направлениях. Стали ли они больше летать? Нет, летали согласно потребности. Я тоже летаю только по мере необходимости. Без открытия южных аэропортов эти деньги ушли в воздух. При этом издержки авиакомпаний не росли неслыханными темпами - частично отпали лизинговые платежи, за счёт демпфера по весне был дешевый керосин, льготный НДС продлили, за счёт роста курса рубля удорожание запчастей не ударило по бюджетам. Просто билеты реально стали дешевле, но чаще люди летать сильнее не стали.
Отпусков больше не стало, а слетать на выходные просто так, не на море, а в условный Екатеринбург или Кемерово бессмысленно. Кроме расходов на билеты необходимо учитывать и ресурс времени, которое не менее ценно. Да и с гостиничным фондом в не самых туристических городах лучше не стало. На прошлых выходных сутки в нормальном трехзвёздочном отеле в Казани обошлись нам с женой в 5 тысяч рублей. Билеты на самолёт стали дешевле, те, кто собирался просто пересели с поездов, которые и так субсидируются государством. По факту в результате получилась профанация работы.
При этом глава Росавиации отметил, что 78 миллионов на внутренних рейсах это отличный результат. Да, это отличный результат работы авиакомпаний. Они отработали. А вот регулятор нет. Весенняя паника привела к слабым результатам. Спасти ситуации могли бы мультимодальные маршруты, на которые забил Минтранс, но при этом не стал забивать Аэрофлот, реализовав у себя что-то похожее с пересадкой на Ласточку в Адлере. Но за 100 миллиардов можно было реализовать полноценный хаб в условном Волгограде или тех же Сочах. На худой конец, договориться с казахами о трансфере и организовать стыковки. Но здесь всё вывезли турки. Они подсуетились, это их кусок пирога получился. Не стоит их осуждать - свято место пусто не бывает.
Ладно, за счёт чего заместитель всё же планирует вывезти недостающую треть пассажиров: объединить внутренний и международный перелёты в турпакете, снижать стоимость билетов, выделить ещё 50 миллиардов рублей до конца марта, открывать новые рейсы. Самые востребованные направления - Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Екатеринбург, Кемерово, Мурманск и Калининград. Все направления давно известны, они и раньше были востребованы. Только непонятно, каким боком здесь оказалось Кемерово. Может быть с Новокузнецком перепутали? В любом случае пока нет статистики промежуточной, тяжело говорить.
Предложений дельных не прозвучало. Нового ничего нет. Если можно, то я бы озвучил свои, может быть кто-нибудь прочитает:
1. Создать временный полноценный хаб на базе аэропортов Волгоград и Сочи, железная дорога есть, автостанцию сделать не проблема, чтобы возить пассажиров в закрытые аэропорты. Это позволило бы сэкономить время пассажирам. При этом хаб должен быть полноценным - единый билет, состыкованное расписание, сквозная регистрация пассажиров и багажа.
2. Проработать вопрос либерализации правил в отношении мини-отелей по принципу Санкт-Петербурга. Гостиничный фонд в туристических центрах и не только слабый, поэтому стоимость запредельная, что нивелирует эффект авиабилетов. Малый бизнес сам организуется, как в том же Питере.
3. Проработать возможность субсидирования туров выходного дня с включением в состав пакетов перелёта, трансфера и отеля по российским туристическим центрам. При доступных ценах это тоже сработало бы в плюс. Лучше даже не изъезженные места. Может быть даже тот же Тобольск бы подзагрузился. При желании экскурсии можно сделать даже в Ухту или Воркуту. А про миллионники вроде Самары/Нижнего и говорить нечего.
Эти мероприятия потребовали бы меньше денег, зато имели бы более заметный эффект. Есть ли у вас предложения, давайте их будем добавлять, может кто-то прочитает, будет какой-нибудь эффект.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/budet-ili-ne-budet-100-millionov-passajirov-100-milliardov-na-vozduh-635c4051bce839363c8449f9 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.htmlhttps://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4