На самом деле вопрос только кажется простым. Кажется, что всё просто - зашёл за 24 часа до вылета и выбрал подходящее место, однако, даже за 24 часа многие места могут быть уже недоступными для бронирования, а бывает и такое, что уже зарегистрированных пассажиров пересаживают на стойке регистрации или на стойке выхода на посадку. Поэтому сегодня хотел бы обсудить столь интересующий вопрос, который в равной мере касается как регистрацию, так и центровку.
Перед открытием интернет-регистрации, обычно по ночам на следующие сутки вперёд сотрудник авиакомпании садится и делает пререзервы или преситы, то есть назначает места определённым пассажирам. Регистрация пассажира при этом не производится, просто ему бронируется место. Что это за пассажиры? Ну, в первую очередь пассажиры, заказавшие люльку для младенца, так как она крепится в определённых местах. Потом пассажиры с ограниченными возможностями здоровья. Им лучше садиться поближе и у окошка. Поближе к началу, чтобы они не создавали пробку в салоне, когда их будут сажать, а к окошку, чтобы им не приходилось вставать, когда соседям нужно воспользоваться уборной. Пререзерв могут получить и владельцы животных в салоне. Пассажирам с такими животными нельзя садиться в первый и последний ряд салона самолёта, а также аварийные выходы. В первый ряд, потому что он находится близко к кухне, туалетам, а самое главное, животное в салоне должно перевозить под впереди стоящим креслом, а в первом ряду это кресло отсутствует. Последний ряд тоже находится близко к кухне и туалету. Нежелательно и у прохода давать место - животное будет мешать выходить пассажирам. Аварийные выходы - само собой, там вообще на пол ничего поставить не получится.
Пассажиры с детьми вообще отдельная история. На одном блоке кресел может размещаться только один пассажир с ребенком на руках. Если, допустим, летят мама и папа с годовалыми близнецами на руках, то их рассадят, так как количество кислородных масок лишь на одну штуку превышает количество кресел. С детьми до 12 лет рядом должен находиться хотя бы один из сопровождающих (если ребенок не путешествует в сопровождении авиакомпании). А с детьми до 18 лет нельзя садиться на аварийном выходе. Правда, у некоторых авиакомпаний существуют послабления - нельзя несовершеннолетнему находиться непосредственно рядом с аварийным выходом, а на местах посередине и у прохода можно с детьми старше 12 - 14 - 16 лет, в зависимости от требования авиакомпании. Пассажиру на носилках выделяется 6 кресел на трёх блоках для размещения этих самых носилок. Пассажиру, который приобрел дополнительное место для комфорта, тоже делается пререзерв, чтобы не получилась ситуация, когда по салону останутся одиночные места. А если пассажир приобрел дополнительное место для перевозки багажа в салоне (контрабас, виолончель, диппочта, гитара), то пререзерв тоже делается на два места от окна, а на место у окна ставится багаж. Ну и депортируемые, конвоируемые садятся к окошку в конце салона, а соседнее место назначается конвою, если он будет.
С этими вопросами разобрались. Теперь про ситуации, когда меняется место на посадке. Одна из наиболее распространённых ситуаций, особенно в Аэрофлоте - involuntary upgrade, когда в экономический класс продано билетов больше, чем мест, а в бизнес-классе места свободные. В этом случае места для пассажиров освобождаются за счёт пассажиров с элитными статусами бонусной программы, а их пересаживают в бизнес-класс. В этом случае мили с карточки не списываются. Пересаженные пассажиры получат новые посадочные на выходе на посадку. Другой случай - необходимость по центровке. Центровка обычно действует на опережение - при необходимости, которая просчитывается заранее, блокируется весь нос или хвост самолёта. Поэтому часто бывает, что пассажир видит на схеме весь забитый самолёт, берет место в хвосте, а потом жалуется, что самолёт пустой, а он хотел сидеть в начале.
Самолёт изначально имеет передневатую центровку, а небольшие и региональные, так вообще - на грани практически. Если пассажиров мало, а они сядут вперёд, то центровка окажется за гранью допустимого предела и создаст предпосылку катастрофы (частично эта причина привела к катастрофе в Ярославле в 2011 году, когда разбился самолёт с хоккейным клубом Локомотив, а также частично повлияла на катастрофическое развитие ситуации с самолётом Минобороны в Сочи, в этой катастрофе погиб ансамбль Александрова и Елизавета Глинка). Поэтому пассажиров постараются не регистрировать в начале, а если они успели уже зарегистрироваться, то могут пересадить в хвост, раздав новые посадочные. Могут и наоборот - из хвоста в нос, но это бывает реже. Грамотный центровщик редко занимается пересадкой. У меня такое произошло всего один раз - на Санкт-Петербург перед девятым мая ветеранов, сидевших в хвосте пересадили в бизнес-класс, и центровка выскочила за пределы. Пришлось пересаживать первые два ряда эконома в хвост. Возмущения было много, но что поделать. Да не всегда и блокировал, старался отыгрывать загрузкой и мониторил ситуацию. Но это тоже для опытного центровщика, который может в уме просчитать действия пассажиров и какая будет центровка. Был случай, когда у моего стажёра выпала центровка на рейсе в Анапу, где было мало пассажиров, так как рейс был в сентябре. Я крикнул допу, чтобы он закинул весь багаж, которого было 150 килограмм в балк. Прошли прямо рядом с границей «колодца». Но обошлись без пересадки.
Также причиной пересадки может стать замена самолёта, в том числе замена типа. Может иметь место несоответствие рядов, будут менять всем, кто останется без места. Один раз мне пришлось перепечатывать 70 посадочных на выходе. И ещё одна причина - необходимость освободить места, не подходящие для пришедшего на регистрацию пассажира. Сейчас на аварийный ряд сажают в последнюю очередь, так как эти места повышенной комфортности и идут за дополнительную плату. В самом конце регистрации приходит старенькая бабушка, которую нельзя посадить на аварийный выход. В этом случае ищут одинокого мужчину, чтобы его пересадить на аварийный выход, а бабушку посадить на его место.
В полёте места может менять командир, если это необходимо для безопасного полёта. Может это сделать бортпроводник, если будет выявлена ошибка регистрации, например у двух пассажиров будут одинаковые места (чаще всего это происходит, если на посадке не перепечатали посадочный талон с новым местом).
Если вы окажетесь в такой ситуации, помните, что это делается для безопасности полётов, пересев, вы поможете обеспечить безопасный полёт.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/177869.htmlhttps://zen.yandex.ru/media/skyexpert/promejutochnye-itogi-aviabloga-610848356b8d0650576d84b9 2. Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/pro-rassadku-passajirov-na-registracii-6133d7317916e7006aa35f12 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.