Сбой в работе Аэрофлота: что случилось?

May 21, 2021 23:46



Сегодня произошло событие, которое парализовало работу многих аэропортов и авиакомпаний: произошёл сбой в работе одного из крупнейших программных комплексов - Sabre. В него входят система бронирования, сервер электронных билетов, система хранения ресурса мест авиакомпании, а также система автоматизированных отправок SabreSonic CheckIn и система для центровки ВС - Sabre Load Manager. Несмотря на оснащённость современного аэропорта, многие службы продолжают быть способными и в автономном режиме, однако это не тот самый случай. Предлагаю рассмотреть деятельность различных служб, так или иначе затронутую данным сбоем.

Проблема затронула все программные комплексы. Кроме аэропорта многие агентства использовали Sabre для продажи билетов. Я уже ранее писал, как это работает. Встречал многие кассы, которые вели продажу в Sabre в сеансе BSP на рейсы отечественных перевозчиков, так например, неподалеку от станции метро Лермонтовский проспект мне в 2014 году продали билет на рейс а/к ЮтЭйр в Белгород именно в Сэйбре. Ресурс мест хранит крупнейший перевозчик страны - Аэрофлот, из известных авиакомпаний в Sabre хранится ресурс мест и у Белавиа, Vietnam Airlines, Air Serbia, Alitalia. Когда-то Sabre пользовались и Туркиши, но потом разработали собственный программный комплекс. Есть в России и собственный аналог Sabre - программные продукты Сирена-Трэвэл - система хранения ресурса Леонардо, система автоматизированного управления отправок Астра, система бронирования Сирена Трэвэл, а также для центровки - WB Гарантия. Отечественными программными продуктами в полном объёме пользуются ЮтЭйр, Нордвинд, Икар, Нордстар, РедВингс, Смартавиа и многие другие перевозчики. Серверы отечественных систем находятся в Москве на улице Академика Волгина, а Sabre в Атланте.
Собственно, что произошло: из-за сбоя в работе серверов в Атланте случился глобальный отказ данных продуктов. Невозможно было производить регистрацию билетов и оформление багажа в SabreSonic Check-In, а также отгрузить списки в формате PNL/ADL в иные системы автоматизированного управления отправками в аэропорту. Сейчас все мы используем электронные билеты. Но электронный авиабилет на регистрации тоже необходимо отработать, как бумажный. У него тоже есть купоны, как у бумажного, необходимо поменять их статус. В случае с трансферной перевозкой необходимо отработать и последующие купоны и зарегистрировать багаж. Иногда имелся опыт проведения регистрации в ручном режиме, но это касалось работы с однотипными пассажирами чартерного рейса, без дополнительных ремарок. В этом случае заранее готовится список пассажиров, на основании которого выписываются ручные посадочные талоны и багажные бирки. В качестве номера регистрации присваивается номер в списке. Но здесь заранее такие списки сделать было невозможно, что и полекло дальнейшие сложности.
С посадкой проще - в случае системного сбоя посадку проводят по-старинке «по-шахматке». Берется табличка в клетку с цифрами от 1 до 200, в которой в процессе посадки зачеркиваются номера регистрации, указанные в посадочном талоне. Незачёркнутые клетки и будут номерами отсутствующих пассажиров. Схема старая, кто-то её помнит из старых времен, а кто-то испытывал и в наше время, так как сбои периодически случаются.
В дальнейшем списки передаются в авиакомпанию, которая вручную меняет статусы купонов. Работа с электронными купонами в электронном виде напоминает работу с бумажными купонами. Раньше на регистрации отрывали купон и вкладывали в посадочный, сейчас меняют статус на C - CKIN, попутно внося информацию о багаже в билет, раньше ставили печать на досмотре, теперь ставится статус A - airport control, на посадке изымали купон, теперь меняют статус на L - LFTD, а после отправления статус купона закрывается на F - USED. Принимать пассажиров на регистрации на основании маршрут-квитанций невозможно, так как возможны подложные действия. Информация может быть искажена, требуется её проверка. А маршрут-квитанция является документом для пассажира и для миграционных служб. Перевозка осуществляется по билету, который хранится в электронном виде. Кроме того, оплата за дополнительные услуги сейчас тоже электронная и хранится в формате электронного многоцелевого документа EMD. При сбое нет возможности проверить перечень оплаченных пассажиром услуг (питание, багаж, места повышенной комфортности).


Центровка самолёта может осуществляться в ручном режиме. Центровщик вручную заполняет LIR и Loadsheet (Сводно-загрузочную ведомость), на основании которых потом вычисляет центровку и чертит Trimsheet. Однако, если пассажиры не зарегистрированы, а багаж не был сдан, то нет и коммерческой загрузки, которую можно было бы вносить в СЗВ.
С багажом отдельная история - можно было бы заполнить ручные бирки, однако в этом случае потребовалась бы и ручная обработка багажа, так как в BRS не были бы отправлены телеграммы BTM/BSM, а система обработки багажа не смогла бы скомплектовать данные багажные места, так как номера бирок для неё были бы пустой информацией.
Таким образом, кроме регистрации все процедуры могли быть совершены в ручном режиме, однако без зарегистрированных пассажиров остальные процедуры не имели смысла, поэтому перевозчики были вынуждены производить переносы рейсов в ожидании наладки работы.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/sboi-v-rabote-aeroflota-chto-sluchilos-60a81c56d750f6113aa2c91d
Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.

Шереметьево, Аэрофлот, Работа в авиации

Previous post Next post
Up