Как из авиации исчезла романтика

Mar 12, 2021 21:26



Я пришёл в авиацию по зову сердца. Когда-то авиация привлекла меня именно романтикой самой атмосферы путешествий. В настоящее время от той романтики авиации почти ничего не осталось. Но осталась работа, если бы сейчас перрон наполнился именно той атмосферой авиации конца 90х - начала нулевых, то я бы в обед не шёл в столовую, а выползал на перрон, поглядеть на это таинство. Сейчас у меня есть возможность побывать в любом закутке самого крупного в стране аэропорта, но я ей не пользуюсь - мне не интересно. Процентов 70 перрона заполнено самолётами основного перевозчика. Взлёт самолёта безлик, как и запуск двигателя. Раньше возле моего кабинета, когда я ещё работал в «Аэрофлоте» находилась точка запуска двигателей, чаще всего запускались самолёты Боинг-777. От этой жуткой вибрации реально болит голова к концу дня. Хочу рассмотреть, что изменилось за 20 лет в авиации для работников и путешественников.



Процедура покупки билета
Раньше данная процедура происходила в аэрокассах. За долгое время до вылета мы приходили в аэрокассу, которая была стильно и хорошо оформлена, и получали на руки авиабилет на бланке авиакомпании, который уже предвещал начало интересного путешествия. Что-то вещественное можно было подержать в руках.
Сейчас процедура покупки происходит в интернете, чаще в мобильном приложении, где у Вас уже забиты личные данные, а процедура выглядит простой, что билет приобретается в 2 клика. Это очень удобно, с этим никто не спорит. Но весь романтизм данной процедуры исчез. В руках мы ничего не держим, на стойке регистрации молча протягиваем паспорт. Путешествие раньше начиналось в аэрокассе, а сейчас уже в аэропорту. Упрощённые процедуры это здорово для большинства пассажиров, причём абсолютного большинства, которым та романтика не сдалась.


Процедура регистрации
Раньше мы приходили на стойку регистрации, передавали билет, просили места, что-то получали, сдавали багаж, получали посадочные талоны, обратно билеты, проходили на спецконтроль.
Сейчас мы можем зарегистрироваться в мобильном приложении, где и покупали билет, вместо посадочного талона получить QR-код, сдать багаж на стойке самостоятельного оформления багажа. Потом со смартфоном в руке пройти на выход на посадку, там приложить свой смартфон к гейтридеру и пройти на самолёт. На память от поездку ничего не остаётся. С другой стороны спасли бобров и деревья, избавились от бумаги, выбрали нужные места, которые нам нужны, не общались с непонимающими нас агентами регистрации. А с другой стороны и здесь романтика отодвинулась. Даже не отодвинулась, а изменилась. Аэропорт всё как был, так им и остался, но теперь он больше похож на до боли знакомую Мегу. Всё цивилизованно, но все пространства заняты магазинами, кафе и инсталляциями. Жаль, что самолётов не видно. Но кому они нужны, уж пусть лучше будет шоколадница, там можно попить чайку.


Посадка на борт самолёта
Нужно ставить памятник тому человеку, который придумал телетрап. Это идеально - из торгового центра через короткий рукав ты попадаешь прямо в салон самолёта, минуя всю эту перронную жизнь, которая … да кому она нужна вообще, так обслуживающий персонал готовит наш самолёт в рейс. Можно одеть наушники и откинуться с мыслями о том, чтобы скорее добраться до пункта назначения.
Раньше как было - залезли все в перронный автобус, который тогда был не с тонированными стеклами, а АППА-4 в виде прицепа к тягачу марки ЗИЛ. А с окошек можно было наблюдать самолёты разных авиакомпаний, который имели каждый свой неповторимы стиль. И не в общей сложности десяти авиакомпаний, которые выполняют 90% перевозок, а больше сотни. И самолёты разных типов, которые выглядели по-разному. Сейчас я с трудом объясняю, как отличить А-330 от Боинга-777, не говоря уже про внешние различия А-320 и Боинг-737-800.
А раньше можно было выйти на балкон и насладиться звуком от запуска двигателей Д-30 Ту-154М. Вы слышали этот звук? Вспомните запуск двигателей CFM-56 А-320 или Боинг-737. Я вот рядом находился много лет. Но ничего, кроме глухого шипения не помню. А у Боинга-777 только глухая низкочастотная вибрация, от которой жутко болит голова. Сейчас даже к окошкам в аэропорту не хочется подходить - всё одно да потому, да и слишком серо всё. Сибирь хоть порадовала зеленой расцветкой.
Сами самолёты тоже выглядят одинаково - найдена оптимальная схема, два двигателя под крылом. Что ещё нужно, скорость тоже понижена для блага экономии. На узком фюзеляже обычно один длинный, как колбаса, салон. Всё спроектировано функционально. А красота, как была раньше… Да кому она нужна. Невыгодно экспериментировать. Облик самолёта раньше делали конструкторы, а теперь designers. Как человек, имевший отношение к коммерции в авиации, я обеими руками отмахивался от наших Ту-134, а к эксплуатировавшим последние Ту-154 относился как к умалишённым. Но в душе всё-таки вспоминаю Ту-154 и Ил-62 как самые прекрасные по дизайну самолёты. Но кому это нужно сейчас в мире закруглённых уголков.
Да и само слово самолёт устарело, ныне мы все говорим - Aircraft, сокращенно АС, или воздушное судно. Двадцать лет назад я бы сказал, что судно стоит в больнице под кроватью.


На борту самолёта
Раньше как было - самолёт долго рулит, останавливается на полосе, постепенно нарастает гул двигателей, захватывая гулом всё пространство самолета, чувствуется небольшая вибрация, наконец пилоты отпускают тормоза, и пассажиров инерция вжимает в кресла, слышно, как под самолётом стучат колёса об стыки плит, постепенно поднимается нос и самолёт неторопливо поднимается в небо.
На самолёте с низкорасположенными двигателями не стоит выводить их на взлётный режим стоя на тормозах - чревато попаданием мусора в двигатели, да и на режим они выходят быстро. Полосы ровные, без стыков. Да и гул не такой совершенно. Три года назад я заснул перед взлётом, а проснулся, когда разносили питание. Стоит ли вообще обращать на это внимание?
Вчера я писал, как в самолётах А-310, заказанных МГА в 1989 году, была компоновка 12+35+138=185 кресел. Максимальная вместимость самолёта составляла 280 кресел. Сейчас в большинстве авиакомпаний применяется компоновка с максимальным количеством кресел. Первый класс кончился в 2015 году в Трансаэро.
Вспоминаю, что в 1998 году на борту Ил-62 Домодедовских авиалиний комфорта было больше, чем в нынешнем Боинге-777 Аэрофлота. Кормили несколько раз, дополнительно постоянно поили напитками, причём качество продуктов было на очень высоком уровне. Было крабовое мясо среди закусок. В экономе наливали вино. Да даже вспоминаю, как в 2012 году меня поили вином на борту ЮтЭйра, а в том же году кормили горячим питанием на рейсах Уральских авиалиний между Москвой и Нижним Новгородом. Вспомнили? Теперь забудьте, такого больше не будет. Да и кому нужно это пересушенное питание на рейсах. Налейте минералки, да не мешайте смотреть скачанный на телефон заранее сериал.

С пассажирской частью закончили - давайте поговорим о персонале.


Престиж
Исчез престиж из профессии, никого особо не заинтересуешь тем, что ты работаешь в аэропорту. Зарплаты маленькие, тут не поспоришь. Ну тарифы на билеты снижаются, конкуренция растёт. Можно сэкономить на персонале, чем не обслуга. Кассиры в Дикси получают больше агентов на регистрации? Ну так зато в аэропорту, что по ночам девчонки молоды не спят, да не так важно. Перемещения контролируются с помощью ПТСД, на отдых ночью не больше часа. Поймают спящим - штраф. При попытке вынести с борта пачку сока - увольнение. При нарушении какого-либо заросшего мхом пункта 1000-страничного руководства по наземному обслуживанию авиакомпании или одной из 20 технологий, сотен распоряжений, технологических карт - штраф. Будет ли получение удовольствия от профессии? Можно попробовать спросить у проституток, получают ли они удовольствие, ведь их работа связана с любовью…


Смена
Логично, что молодёжь, которая приходит в аэропорт сейчас уже не та, что приходила. Они откликнулись на вакансию, которая выглядит менее пыльной, чем работа в супермаркете или ресторане быстрого обслуживания. Да и аэропорт выглядит приличнее. Но легче ли? Да ладно, у молодых сил много. Правда, текучка высокая. Но приходят же. Что пришедшие знают об авиации? Ни-че-го! Многие даже ни разу в жизни не летали. С ними приходится заниматься с нуля. Им тяжело даётся всё. Приходят тоже не те, кто много и хорошо учился. Поэтому географию не знают совершенно, вопросы про то, находится ли Берлин в Шенгене будут долго сводить с ума более опытных наставников.
Более опытные покидают авиацию достаточно быстро. Я их не просто понимаю, я их поддерживаю. Так как если нет больше той романтики, зачем здесь сидеть? Кому оно нужно.
Поэтому надеюсь, что скоро большинство сотрудников заменят роботы, безопасность полётов от этого только вырастет. А романтики будем ждать от космических кораблей, хотя мне кажется, что такое слово уже неприличное. Поэтому предлагаю помянуть романтику и удовольствие от работы не чокаясь, да и больше не вспоминать, не бередить душу.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ffc66d5cf32f716eadd996f/kak-iz-aviacii-ischezla-romantika-604bb244011181447b314907
Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.

Работа в авиации, Мечта

Previous post Next post
Up