Сегодня хочу рассказать об истории удивительного воздушного альянса российский авиакомпаний. Он был основан в 2004 году на базе 5 успешных отечественных авиакомпаний, эксплуатировавших более 300 самолётов: KrasAir, Домодедовские авиалинии, Самара, СибАвиаТранс, ОмскАвиа. В 2007 году авиакомпании альянса находились на третьем месте по числу перевезенных пассажиров.
Немного поподробнее об участниках. КрасЭйр - основной участник альянса, головное предприятие. Первым в России разработал действующий хаб, ориентированный в первую очередь на трансферных пассажиров. Авиакомпания имела очень контрастный парк воздушных судов - от Ан-2 до Ил-96-300. Рейсы выполнялись почти во все аэропорты страны. В аэропорту Красноярска действовал полноценный трансферный терминал. Самолёты слетались с Дальнего Востока в Красноярск, а уже из Красноярска разлетались, обменявшись пассажирами, по направлениям Западной части страны. С учётом отсутствия опыта работы с трансферными пассажирами и работой с бумажными билетами (не было сквозной регистрации) авиакомпания смогла выработать собственную стратегию работы. На регистрации у пассажира изымался только полётный купон первого сегмента (сейчас у всех сразу по всему маршруту), багажная бирка выбивалась до Красноярска, но на чемодан вешалась дополнительная цветная бирка с направлением по второму сегменту. В то время у авиакомпании Сибирь нужно было получать и повторно сдавать багаж при полётах через Новосибирск. Но главным было наличие трансферных тарифов, которые были дешевле многих прямых рейсов. Кроме того было огромное количество скидок для различных категорий пассажиров. Были, например, молодёжные тарифы, которые тогда ещё не имели популярности. Красэйр забрали много пассажиров у РЖД тогда. Один из немногих эксплуатантов самолётов ДС-10 в России. В пассажирской эксплуатации были только у них и Трансаэро. Был опыт кроссполярных перелетов в США. В парке авиакомпании находилось до 179 самолётов.
Второй участник - Домодедовские авиалинии. Располагали крупнейшим парком из 44 самолётов Ил-62М, на которых летали по дальневосточным, сибирским и среднеазиатским направлениям из Москвы. Трансфером особо не отметились, зато был очень качественный сервис. В парке авиакомпании находилось до 101 самолёта.
Третий участник по размеру парка - Омскавиа. До 76 самолётов (ну здесь из-за большого количества Ан-2 - 33 самолёта). После вливания в альянс в большей степени занималась затыканием дыр в расписании и чартерными перевозками. Собственных направлений ей почти не оставили.
Четвертый участник - Сибавиатранс. Многие её знают благодарю летавшему в ней Денису Оканю. Региональный Красноярский перевозчик с парком до 74 самолётов. По большому счёту занимался ближними перевозками в альянсе из Красноярска.
Пятый перевозчик - Самара. Её парк достигал 70 самолётов и состоял в основном из Ту-154, Ту-134, Як-40.
Идея альянса в общем-то не нова - у нас в мире существует три авиационных альянса OneWorld, StarAlliance и SkyTeam. Но создать альянс из отечественных перевозчиков было отличной идеей. Однако именно идея альянса и стала началом конца всех этих перевозчиков. Основная проблема - дисбаланс в компаниях. Все 5 авиакомпаний напоминали лебедя, рака и щуку из известной басни. До вливания в альянс три перевозчика занимались перевозками исключительно в своём регионе (Самара, Омскавиа и СИАТ), Домодедовские сидели на дальнемагистральных рейсах из Москвы, особо не напрашиваясь в альянсы. Но Красэйр не сиделось на месте. Отличный хаб в Красноярске требовал повторения такого же в Домодедово и в Омске. Что в общем-то и не вышло.
Давайте к плюсам:
- Парк состоявший из большого количества воздушных судов, которые могли простаивать, не находясь в лизинге, обеспечивая резервом в том числе современную технику.
- Отличный полноценной работающий хаб в Красноярске, ставший основой связности всех регионов страны.
- Баланс из современной и устаревающей техники. Основу парка составляли самолёты Ту-154М, которые были в то время основной «рабочей лошадкой» всех перевозчиков и имели оптимальный баланс затрат на эксплуатацию, они же соответствовали среднему плечу маршрутов.
- В парке некоторых членов альянса (в основном Красэйр) имелись и современные зарубежные воздушные суда: Боинг-737-300, Боинг-767-200ER, Боинг-757-200, DC-10, а также современные отечественные, полученные напрямую с завода: Ил-96-300, Ту-204-100, Ту-214 и Ан-140.
- Альянс был представлен в каждом аэропорту страны, выполнялись в том числе зарубежные рейсы, включая США.
Теперь о минусах:
- Авиакомпании развивались с разными скоростями. В тот момент, когда Красэйр забрали себе самые прибыльные маршруты, остальные авиакомпании остались на подхвате и оказались не в состоянии оплачивать собственное содержание.
- Не было полноценного альянса - Красэйр использовал парк самолётов других перевозчиков, а доходы от перевозки поступали в Красэйр.
- Полноценно работал хаб только в Красноярске, в Самаре и Омске хаба не получилось, да и не пытались, а в Домодедово не получилось нормально организовать трансфер.
- Несмотря на большое количество современной техники обновление шло медленно, а к 2008 году, когда разразился топливный кризис, самолёты Ту-154М тоже стали неконкурентоспособны по сравнению с теми же Боинг-737-500/А-319 Сибири, не говоря уже про Ил-86, Ил-62М и Ту-134.
- Производители зарубежной техники были заинтересованы в падении всего альянса целиком - так можно было одновременно остановить более 500 отечественных самолётов, а их место смогли бы занять западные самолёты, что в целом и произошло.
В 2008 году все авиакомпании альянса одновременно прекратили перевозку в связи с невозможностью оплачивать счета. Следом за ними прекратили существование также авиакомпании Интеравиа и Дальавиа. В этом же году авиакомпания Сибирь отказалась от использования отечественных самолётов. В течение одной осени одновременно были выведены из эксплуатации более 1000 отечественных самолётов. На замену им сначала пришли классические Боинги-737 и Боинги-767, потом авиакомпании стали заказывать и получать с завода новые самолёты Airbus и Boeing. В Красноярске была попытка ещё дважды восстановить хаб - Континент и Заполярье. Впрочем, обе попытки закончились кинутыми пассажирами и уголовными делами в отношении руководства, так как больше походили на мошенничество. В настоящее время трансферные перевозки через Красноярск почти не осуществляются. После гибели Домодедовских авиалиний их маршруты в значительной степени достались Трансаэро, которая значительно приросла пассажиропотоком. Также дальневосточные пассажиры перетекли в хабы Шереметьево и Домодедово, что обеспечило Московский авиаузел 70% отечественного пассажиропотока, а эту тенденцию смогло переломить только прямое субсидирование региональных перевозок.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ffc66d5cf32f716eadd996f/pervyi-i-edinstvennyi-otechestvennyi-vozdushnyi-alians-6047be77ccf0986d396d05c8Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.