В прошлом посте я рассказал про то, как может выглядеть и как выстраивается. Но какие действия следуют дальше? Об этом поговорим сегодня.
Допустим, какая-то авиакомпания в рамках своей лётной программы решила лететь между Москвой и Махачкалой. Сначала штатные маркетологи оценивают пассажиропоток, кресельную ёмкость конкурентов, трансферные потоки, после чего принимается решение о рентабельности линии, а так же о соответствии типа самолёта линии. Также маркетологи определяют оптимальное время отправления и прибытия.
Всё это попадает к долгосрочному планированию. Они оценивают рейс с точки зрения оборота парка, возможностей аэропорта для отстоя воздушного судна, а аэропорт для отдыха экипажей при необходимости, если рейс будет с ночной стоянкой, но на такую дальность рейс обычно идёт оборотом. После чего корректируется время. Мотивация: борт, подходящий для этого рейса, прилетает из Питера всего за полчаса до отправления, поэтому предлагаем сдвинуть время минут на двадцать вперёд. Ну или подходящий экипаж успеет сделать ещё один рейс, но для того, чтобы уложиться в рабочее время, необходимо укоротить стоянку с полутора часов до часа.
Возможно дальше будет ещё пара эпизодов внутреннего торга, но в итоге расписание будет состыковано внутри авиакомпании. Потом авиакомпания по приказу 310 Минтранса РФ запрашивает слоты по формализованному сообщению такого формата: «NAA101 AA102 31MAR15OCT 1034507 180320 SVO1610 1710SVO JJ2», что дословно расшифровывается: «Новый слот по прилёту рейс АА101, по вылету АА102, на период с 31.03 по 15.10 по понедельникам, средам, четвергам, пятницам и воскресеньям, будет выполняться на ВС типа А-320 с компоновкой 180 кресел, прилетает из Шереметьево в 16:10, улетает в Шереметьево в 17:10, регулярный рейс по прилёту и вылету».
После получения запроса слотов аэропорт проверяет свои возможности по обслуживанию данного рейса. Для крупнейших аэропортов будет критично время использования ВПП, а у региональных аэропортов полоса обычно свободна, но существует масса других ограничений. Например, количество доступных стоек регистрации, количество подходящей техники для обслуживания. В это время стойки регистрации могут оказаться занятыми в запрашиваемое время, а на перроне используется всего два подходящих трапа, которые будут заняты. Или заправку в это время не получится произвести, так как будут обслуживаться иные рейсы. Может будет прилет и будут заняты багажные карусели. Поэтому аэропорт может не согласовать перенос и предложить другое время. В этом случае придётся перезапрашивать слоты и у другого аэропорта. В конце концов слоты будут согласованы и авиакомпания получить ОКР/СЦР от каждого аэропорта.
Можно начинать продажу. Обычно вводится в систему (GDS/ГРС) сразу 26 тарифов (по числу подклассов, обозначаемых латинскими буквами). С небольшим шагом - 300-500 рублей. Вводятся сборы. Раньше вводилось определенное количество мест по каждому подклассу, сейчас существуют специализированные дорогие Revenue системы. Данная система - хитрейшая надстройка к инверторной системе. Она отслеживает спрос, тарифы конкурентов и выдаёт сама настройку количества мест по подклассам. Опытные путешественники чаще всего борются именно с данными системами. Настройки у них различные, так как они ориентируются на настройки перевозчика, да и производители разные. Нельзя сказать, что работают они одинаково. Sirena Revenue + Леонардо не будут работать как продукты от Сэйбра. У лоукостов свои купированные, но дешевые инверторные системы, про работу Revenue на них в прямом смысле говорить не приходится, но и там есть простенькая надстройка, которая имеет два параметра - остаток времени до рейса и заполненность. Первая тянет ползунок тарифа вниз, а вторая наверх, впрочем возможны различные варианты.
Когда началась продажа, синхронно с ней стартует и маркетинговая акция в поддержку продаж. Подбирается представитель. Физическое лицо, либо организация по договору. С агентствами заключаются договора, описываются их пункты продаж в сеансах авиакомпании. Сейчас, конечно, агенты большую роль в продажах не играют, однако доля продаж на собственном сайте перевозчика варьируется от 40 до 60%. Оставшаяся половина приобретает у агентов. Раньше их привлекали комиссией, сейчас на них забили, так как в эпоху интернета многие за счёт комиссии устраивали демпинг и продавали на сотню рублей дешевле, чем сама авиакомпания.
К первому полёту готовятся и техники. Для регулярного рейса могут заранее закинуть в аэропорт назначения техаптечку. Например, пару колёс и гидродомкрат. Изучается техническая оснащённость аэропорта, на основании которой в Центр-управления полетами (или по-советски Производственно-диспетчерскую службу предприятия (ПДСП)) отправляется ограничения по допуску определенных бортов. Например, если в аэропорту назначения нет установки воздушного запуска, то нельзя планировать самолёт с неисправной ВСУ.
Пилоты тоже готовятся к работе - карты добавляются в справочники, на первый рейс планируется полёт с инструктором.
Но самая грандиозная работа происходит в аэропорту назначения. Руководство по наземному обслуживанию авиакомпании будет пристально изучаться, рассматриваться на предмет наличия конфликта технологий, с основными его тезисами будет знакомиться персонал, допускающийся на обслуживание данных рейсов. Агентов по регистрации будут учить работе в DCS нового перевозчика, знакомить с правилами перевозок. Центровщики будут вводить данные из AHM по центровке в собственные программы, либо изучать предоставляемую им программу центровки. ДОПы и механики знакомиться с особенностями самолетов перевозчика. А багажные грузчики будут проходить брифинги про маркировочные бирки перевозчика, комплектацию и погрузку багажа, а также о расположении замков и сеток в багажнике.
На этом подготовительная работа прекращается, начинается плодотворная работа.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ffc66d5cf32f716eadd996f/kak-aviakompaniia-organizovyvaet-novyi-reis-603016d8bd729c71d1c8566aАвтором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.