Последнее время всё больше людей задают мне одни и те же вопросы - как я начал путешествовать, было ли мне это интересно с детства, где уже успел побывать, каков формат моих путешествий и т.п. Отвечать на них десятки раз порой надоедает, и я решил написать этот пост со своей биографией и ответами на самые распространённые вопросы.
Родился я в начале 1992 года в городе Рязань, там же провёл своё детство и школьные годы. Явный интерес к путешествиям появился у меня ещё в первом-втором классе школы и после уроков я как правило, не бежал играть с одноклассниками в футбол, а садился на троллейбус или автобус и ехал изучать свой родной город.
Будучи третьеклассником, я уже знал город не хуже опытного таксиста, и часто удивлял взрослых, подсказывая им дорогу. Выехать самостоятельно в те годы за пределы города я и не пытался, хотя жил рядом с железнодорожным вокзалом. Каждый день, проходя мимо него, я видел, как сотни людей всё время куда-то уезжали. Мне это было интересно, я любил провожать взглядом многочисленные поезда, но вариант прыгнуть в какую-нибудь электричку и уехать я не рассматривал. Во-первых, не хотел волновать родителей, во-вторых, любил свой город (и сейчас люблю) и для путешествий в детском возрасте мне хватало и его.
Активный интерес к более масштабным путешествиям у меня появился после того, как на моё десятилетие мама подарила мне большой атлас мира. Вскоре я его знал практически наизусть. Запомнив численность населения и столицы Зимбабве, Габона, Никарагуа и прочих стран, названия которых не знала даже наша учительница по географии, я всё же и не рассматривал возможность посетить какую-нибудь из них, мой интерес оставался теоритическим, но этот атлас дал мне толчок к сформированию более реальных путешественнических целей.
К двенадцати - тринадцати годам я уже знал, что как только мне исполнится восемнадцать, я получу водительские права, куплю машину и далее каждый год (на один-два месяца) буду на ней путешествовать по просторам нашей страны. В пятнадцать лет я уже начал копить на реализацию этой мечты, но спустя год я открыл для себя способ путешествий, не требующий ожидания совершеннолетия, покупки транспорта и получения прав. Стоявшая цель отпала сама собой, можно было начинать путешествовать прямо сейчас, что я и сделал.
С этого момента жизнь кардинально изменилась, мне было шестнадцать лет, я окончил школу и умел рассуждать как взрослый человек, поэтому родным было уже не так сложно смириться с моей путешественнической жизнью. К шестнадцати годам (2008 год) у меня как раз сформировалась адекватная картина восприятия мира, я нашёл способ самостоятельно зарабатывать деньги и стал искать своё дело в жизни. Впоследствии этим делом стали путешествия.
Способом путешествий, о котором я узнал, был автостоп. Узнал я о нём не из интернета, не из книг и не от друзей, а от водителя-дальнобойщика. Вкратце дело обстояло так. В один из майских дней 2008 года я со своей девушкой Алёной (которая потом стала спутницей во всех остальных путешествиях) поехал на электричке в Москву. Погуляв пару дней по столице, мы собрались в обратный путь, но опоздали на последнюю электричку. Я решил не отступать, ведь нужно было как-то возвращаться домой, и принял решение поехать на попутном транспорте за деньги (на такси, имеющихся у нас денег, было недостаточно). Для этого мы выбрались за МКАД и принялись ловить «попутное такси» до Рязани, ничего не смысля в автостопе.
Через пару минут нам остановилась фура, идущая в далёкий Красноярск. Разговорчивый водитель, принявший нас за обыкновенных автостопщиков, довёз до Рязани. Подъезжая к городу я, ещё не знакомый с методами автостопа, выложил водителю все имеющиеся у нас деньги. Имели в карманах на тот момент мы почти тысячу рублей, но в виде мелких, преимущественно пятидесятирублёвых купюр. Водитель, увидев это, вопреки моим ожиданиям денег не взял, рассмеялся и сказал: «всё-таки вы не автостопщики!» и прочитал нам десятиминутную лекцию об этом способе путешествий. После чего, пожелав начать путешествовать, водитель уехал, изменив этим рассказом всю нашу дальнейшую жизнь.
Через пару недель мы с Алёной решили опробовать этот способ путешествий и посетить соседние Тамбов и Липецк, что нам благополучно удалось. Проверено - метод работает! Тогда мы решили обзавестись палаткой и другими необходимыми для путешествий вещами, как завещал тот водитель и, не теряя летнего времени, отправились в более дальние места.
За первые полтора года мы объехали почти все близлежащие города, съездили на Юг и в Сибирь, с интересом изучая жизнь нашей страны. За рубеж особо и не хотелось, интересна была родная страна, да и выезжать за границу до восемнадцати лет было проблематично. Со временем же, набравшись опыта и посетив большую часть регионов России, мы постепенно перешли к более дальним путешествиям.
Астрахань (РФ) 2008 год. Мне 16 лет.
Достигнув 18-летия я, как и планировал, обзавёлся водительскими правами, а вот машина мне больше стала не нужна. Вместо неё я получил заграничный паспорт, и мы взялись за постепенное изучение других стран. Начали с постсоветского пространства, которое было ближе, интереснее и понятнее всего на тот момент. Затем перешли к странам Южной Европы и к Турции, в которой мы побывали впоследствии пять раз.
Посетив почти все страны бывшего СССР (кроме Туркменистана и Прибалтики), некоторые страны Европы и близко расположенную Турцию, мы намотали автостопом более 200 000 километров. После этого перешли к поездкам более дальним, и стали открывать для себя дальние страны Азии. За последние два года подробно изучили Юго-Восточный регион Азии, проведя в нём суммарно почти год.
Белгород-Днестровский Одесская область Украина 2010 год. Мне 18 лет.
Я люблю планирование и последовательность, поэтому география наших путешествий расширялась постепенно. За семь лет путешествий (май 2008 - май 2015) мы посетили не очень много стран, всего 26 (UPD: на ноябрь 2016 - 42 страны), но изучили их детально.
В России мы посетили 79 регионов из 85 существующих, по современному административно-территориальному делению. Не изучили на данный момент лишь Калининградскую, Магаданскую, Сахалинскую области, а также Камчатский край, Ненецкий и Чукотский автономный округа. Если смотреть по старому административному делению, то из упразднённых регионов мы пока не были в Эвенкийском, Таймырском, Корякском и Агинско-Бурятском автономных округах.
В ходе многократных поездок мы посетили все регионы и все административные центры регионов Беларуси и Украины. Неоднократно бывали в Молдове (включая ПМР), Азербайджане, Армении и Грузии (включая Абхазию и Южную Осетию). Посетили большинство регионов Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, а также абсолютно все регионы Казахстана.
Не менее хорошо, чем постсоветское пространство, нами изучена Турция, там мы были пять раз. А вот страны Европы охвачены пока у нас мало, на данный момент мы были только в Албании, Македонии, Черногории и Сербии, так же я был в Германии. Европа нам не была так интересна, как Азия, поэтому мы оставили её на будущее, в связи с её близостью и простотой. Изучение этого региона у нас запланировано на 2016 год. (UPD от ноября 2016: план выполнен - Европа изучена.)
Тбилиси Грузия 2012 год. Мне 20 лет.
Последние два года мы углубились в изучение стран Юго-Восточной Азии и Китая. Неоднократно посетили большинство из них, плюс пожили длительный срок в Таиланде и Индонезии. Так же хорошо изучили Мьянму, неплохо Вьетнам, Лаос, Камбоджу и Малайзию. Побывали в большей части провинций Китая и в Монголии.
Пока нельзя сказать, что мы великие путешественники, но для нашего возраста (мне сейчас 23 года, Алёне тоже) я считаю это более чем достаточно, остальное пока впереди.
Берег Баренцева моря, Мурманская область (РФ) 2014 год. Мне 22 года.
На данный момент (июль 2015), наш автостопный стаж составляет 352 300 километров, по дорогам 28 стран мира (включая Россию). UPD: На август 2017 - 479 700 км., по дорогам 53 стран мира.
Первые несколько лет мы путешествовали автономно, не общаясь с коллегами и даже не зная о существовании автостопных клубов - ПЛАС, ГМА, АВП и прочих. Знакомство с АВП у нас произошло в 2010 году, тогда же мы посетили свой первый дом для всех в Душанбе. В том же 2010 году мы впервые послушали лекции Антона Кротова и познакомились с его книгами. Мельком пролистав «Практику вольных путешествий», я понял, что это логичная книга, в которой описаны простые вещи, на тот момент нам уже известные на собственном опыте. Как оказалось, практически до всего, что написано в «Практике» мы дошли самостоятельно на своём опыте и ошибках, кроме одной вещи - ночлега по-научному. На тот момент в своих путешествиях мы ни разу не пользовались вписками, всегда ночуя только с палаткой. Ночлег у местных жителей, на вокзале, в церкви, подъезде или через сайты гостеприимства нам был неизвестен, это знание мы подчерпнули из ПВП и используем успешно по сей день.
После этого мы уже стали больше интересоваться жизнью и поездками других людей из числа известных путешественников, но сами особенно не выделялись, так как не имели большого опыта. Из всех мероприятий и тусовок путешественников этого круга нам пришлись по вкусу только мероприятия АВП. Несколько раз мы посещали лесные трезвые сходы АВП, а спустя два года приехали в очередной дом для всех в Красноярске. После чего так же пожили в домах во Владикавказе, Севастополе, Куньмине (в 2014-2015) и Джокьякарте. На иных мероприятиях наподобие «Эльб», мы никогда не были, прочитав информацию о них в интернете, сочли, что это не наш формат.
Что же касается мероприятий АВП, то их атмосфера и формат трезвости нам пришлись очень по душе, так как алкоголь мы принципиально не употребляем с 16 лет (до этого пробовали несколько раз) и общение с пьяными людьми удовольствия нам не приносит. Сейчас мы значительно ближе подружились с АВП и регулярно участвуем в их мероприятиях, лекциях и иногда сами выступаем перед народом с лекциями о наших поездках.
Тут же отвечу ещё на один часто возникающий у людей вопрос - зачем я (мы) путешествуем и каков формат наших путешествий?
Основная цель наших путешествий - это общение с людьми и познание окружающего мира таким, какой он есть, с реальными плюсами и минусами. Учитывая цель наших путешествий, которая достигается в основном за счёт неформального общения, основной способ наших путешествий это автостоп. Так же связано это ещё и с тем, что на путешествия я готов выделять вплоть до одиннадцати месяцев в году, так как это моё дело по жизни, а на зарабатывание денег я стараюсь выделять не больше месяца в году, так как это не связано с путешествиями и мне не так интересно.
Поэтому если учесть, что время и деньги взаимозаменяемы, мы выбираем оплату временем, не спеша передвигаясь автостопом, но зато, не тратя время на зарабатывание денег, для покупки авиабилетов. Автостоп в нашем понимании это неотъемлемая часть самого путешествия, а не способ добраться из пункта «А» в пункт «Б». Методы и философия автостопа у нас практически полностью схожи с принятыми в АВП и далеки от спортивных.
Джокьякарта Индонезия. Сегодня, 29 апреля 2015 года. Мне 23 года.