Как-то раз я встретил путешественников из Германии, которые заканчивали кругосветку, и спросил их, какая страна на каждом континенте понравилась им больше всего. Когда разговор коснулся Южной Америки, ответ был единодушен: Боливия.
Несмотря на небольшие размеры Боливия - страна удивительно разнообразная. Горы, джунгли, вулканы, озеро Титикака, высокогорные пустыни, долины. Не хватает только океана. Не менее разнообразен и этнический состав населения. В высокогорных районах в основном живут индейцы, в низинах - испанцы, немцы и креолы. В городках Нор Юнгас и Сур Юнгас ниже Ла Паса обосновались афро-боливийцы, потомки рабов, завезённых в страну для работы в серебряных рудниках, а на востоке Боливии проживают закрытые общины сектантов-меннонитов. В общем, чтобы основательно осмотреть страну понадобиться не меньше трёх месяцев, нам же пришлось уложиться в 3 недели.
Въехали мы в Боливию из Перу возле озера Титикака. Рядом с границей находится городок Копокабана, откуда путешественники обычно отправляются в круиз по озеру Титикака на известный остров Солнца.
Озеро в районе городка раскрывается во всей своей красе, а закаты здесь просто бесподобные.
Я уже писал о том, что Титикака мне напомнило Байкал; рядом с Копокабаной сходство ещё сильнее: чистейшая вода, такие же краски неба, безграничные просторы, только вот горы вокруг безлесные - высота всё-таки.
Сам же остров Солнца меня не особенно впечатлил. То же, что и на плавучих островах Урос: куда ни ткнись, повсюду «деньги давай». Даже самые маленькие жители острова, которые лишь недавно научились ходить и говорить, и те, завидев на улице иностранную физиономию, метутся кабанчиком наперерез, чтобы крикнуть “ señor, compra agua ” (дяденька, купи воды), а то и просто стрельнуть пару медяков.
Развалины меня тоже не впечатлили. Несколько комнат из мелкого камня, и не поймёшь, то ли строения хорошо сохранились, то ли реставраторы хорошо постарались.
Тем не менее, если откинуть назойливость местных продавцов и зазывал, то селение на острове Солнца приобретёт немалое очарование: к крутому склону лепятся дома, в гору вьются вымощенные булыжником дорожки, по которым, как и встарь, ослики перевозят грузы из порта, а женщины в пышных юбках и шляпках сидят у калиток и прядут, ткут или нянчатся с детьми. И самое главное - внизу плещутся воды Титикаки. Этим всё сказано.
У такой страны, как Боливия, просто не может не быть экзотической столицы. И с этой ролью прекрасно справляется город Ла-Пас - самая высокогорная столица, расположенная в кратере давно потухшего вулкана (3600 м). Здесь самый высокогорный международный аэропорт, самый высокорасположенный сертифицированный стадион, чаем из листьев коки здесь лечат всё, от простуды до диареи и горняшки, вода закипает, лишь только ставишь её на огонь, центральную же автостанцию спроектировал сам Эйфель. На ведьмином рынке в центре города вы увидите высушенные мумии маленьких лам
и даже ещё не родившихся не успевших покрыться шерстью ламят, а всего в нескольких часах езды от города находятся руины самого впечатляющего древнего города в Новом Свете - Тиауанако.
Тиауанако нужно посетить обязательно.
Этот древний город производит самое сильное впечатление из всех своих собратьев. Даже Мачу-Пикчу меркнет рядом с ним. И дело не в географическом положении, и не в сохранности строений - это не самые сильные стороны города, дело в невероятной ауре этого места. После пяти минут прогулки по его руинам начинаешь чувствовать, что прикоснулся к чему-то не просто древнему, а архидревнему, к самим истокам человечества, ведь не зря одна из легенд говорит, что Тиауанако был построен допотопной цивилизацией гигантов.
Как бы там ни было, люди, которые создали город, были сведущими в математике, физике, астрономии и сельском хозяйстве. Тиауанако построили в единственной долине Анд, протянувшейся с востока на запад вдоль дороги солнца по небосклону. Все здания города чётко ориентированы по сторонам света. Древней обсерваторией Тиауанако местные жители пользуются до сих пор, составляя календарь сельскохозяйственных работ.
В 93 году крестьяне, живущие рядом с городом, в качестве эксперимента засадили картофелем древние насыпные поля, которые по праву считаются чудом аграрной мысли, так как каналы с водой между полосами земли помогают избегать заморозков, столь типичных для такой высоты: вода сохраняет дневное тепло. Урожай на поднятых полях не страдает ни от засухи, ни от наводнения. В результате эксперимента крестьяне получили картошки в несколько раз больше, чем при использовании современных методов выращивания, да ещё и лучшего качества.
Сохранился Тиауанако очень плохо. Можно сказать, почти никак. Боливийцы как-то пытаются его реставрировать, но лучше б они этого вообще не делали, чем делать так бездумно. Например, храм Каласасайа, который, кажется, изначально был кромлехом, то есть сооружением из одиночных монолитов, расставленных по периметру, как Стоунхендж (посмотрите на эту старую картину неизвестного художника),
превратили в такую вот ужасающую стену,
а созерцание пирамиды Акапана вообще вызывает чувство сильнейшего дискомфорта, будто по стеклу скребут бритвой.
Ступени пирамиды, выложенные из необожженного кирпича и оштукатуренные, ассоциируются у меня скорее с сельскими мазанками кечуа, но никак не с объектом мирового наследия, самым древним городом на земле. А ведь пирамида - это сакральное место, пуп древнего града.
Что меня действительно поразило - так это Храм каменных голов (храм без крыши ниже уровня земли, поэтому просто так его не увидеть),
и вид со стены храма на монолит Понсе через главные ворота храма Каласасайа.
Когда ты смотришь на монолит через врата, то ожидаешь, что вот-вот покажется процессия жрецов, последний луч солнца дотронется до жертвенного камня, и начнётся церемония прославления древних богов. Очень впечатляет.
Ну и, конечно, Ворота Солнца, высеченные из цельного блока серо-зеленого андезита.
Поверьте, возле них можно забыть про время. Глаз не оторвать. Стоишь и смотришь на них, как баран на новые ворота, правда, в данном случае, на древние ворота.
А вот самые огромные мегалиты, замеченные мной в Тиауанако.
Это часть храма Каласасайа. Можно только представить, как красиво эти плиты смотрелись, когда составляли кромлех, но даже в контексте возведённой современной стены они впечатляют.
На сегодняшний день нигде в мире не найдено камней, обработанных с таким мастерством, как в Тиауанако. Между монотонными каменными блоками из андезита не вставить даже лезвие. Попробовал - действительно не получается. Андезит - твёрдая вулканическая порода, его обработка - неимоверно сложная задача. Да и транспортировка - задача не легче.
В посёлке рядом с Тиауанако находится старая колоритная церковь с каменными истуканами вокруг,
древнее городище Пума Пунку, где плиты разложены в непонятном порядке,
а кое-где вообще складывается ощущение, что когда-то здесь прошла битва гигантов, и пара музеев, с интересными археологическими находками, которые стоит посетить. В одном - керамические сосуды, отдалённо напоминающие динозавров,
и мумия, в плетёном коконе, в другом - каменные истуканы разных размеров и степени сохранности, в том числе самый большой экземпляр, при виде которого мурашки бегут по коже.
Фотографировать всем, кроме русских путешественников, там запрещено; нам можно, но не больше трёх фотографий.
Ну а на десерт скульптура черной пумы из очень твёрдой породы.
Из такого же камня сделан ритуальный круг украшенный тонкой вязью традиционных узоров. Немыслимая техника обработки!
На сегодня всё. В следующей главе мы отправимся под землю, туда, где царствует дьявол в буквальном смысле слова, а потом попадём на высокогорное плато, где земля соединяется с небесами.