Три года мечтаний о сытой, пьяной и гостеприимной Грузии, наконец завершились долгожданным путешествием. В конце концов, никто из нас не знал когда в следующий раз мы окажемся на Родине, а, следовательно, в каких-то десяти часах езды от этой кавказской страны. Границу пересекли, на удивление, не без проблем. И даже несмотря на то, что водитель автобуса предварительно собрал со всех определенную «мзду» для ускорения процедуры пограничного контроля.
Листая наши переполненные штампами паспорта, женщина в форме сердито смотрела на нас через стеклянное ограждение:
- Девочка, а где твоя мама? - вопрос адресованный моей сонной, ничего не понимающей дочери, так и не получил ответа Подозрительно, не правда ли? - А папа твой где? - не унималась пограничница. И снова молчание. Наконец, скрепя сердцем, она все же пропустила нас, но попросила подождать рядом. И вот тут-то, как говорится, началось. - А куда вы едете? Цель визита? Почему не летом, почему сейчас? А почему ночью с ребенком? А когда назад возвращаетесь? - все это уже адресовывалось отцу нашего неугомонного семейства. Закончив фамильярно словами "Я буду ждать вас обратно, Дима", она нехотя протянула паспорт.
Это походило на спектакль, тем более что в маршрутном такси и без нас хватало «подозрительных» личностей. На грузинской границе все оказалось гораздо проще. Позже мы узнали, какие проблемы возникают у грузин с нашими пограничниками. Совершеннейшее свинство. Те пьют кофе, разговаривают по телефону, ковыряются в носу и держат несчастных в огромных очередях по пять - десять часов.
...Взяв такси на центральном автовокзале Тбилиси, мы отправились по указанному в листке бронирования адресу, наспех распечатанной уже перед выходом из дома. Все слухи об этом городе подтвердились - и про то, что водители совершенно не соблюдают правила дорожного движения, и про гигантские, просто нескончаемые пробки, и про огромное количество старых развалин - машин из Европы, настолько древних, что кажется прямо на ходу у них начнут отваливаться двери и колеса. Одной такой колымаге и посчастливилось везти наши тридцатикилограммовые чемоданы в хостел. Проехав по узким мощеным улочкам старого города, машина остановилась возле одного глухого, и казалось необитаемого дома.
У нас такие обычно отдают под снос. Так как жилье бронировалось уже перед самым выходом из дома, мы, не вчитываясь особенно в описание, просто установили системе автоматические параметры: «семейный», «отдельная комната» и «расположение в центре», а затем выбрали тот хостел, который имел наивысшие рейтинги. Так вот, выйдя из машины, мы обнаружили вот такой глухой неухоженный дверной проем, зияющий в обветшалом доме, словно огромная злая пасть, так и норовящая проглотить каждого приблизившегося смельчака. Через секунду откуда-то появился маленький улыбчивый грузин и с нескрываемым удивлением уставился на нашу компанию:
- Вот это да! Маленьких детей у меня еще никогда не было!
Проворно схватив добрую половину багажа, он шмыгнул в темноту. Мы последовали за ним. Дом, построенный еще сто шестьдесят лет назад одним из богатейших армянских купцов Тбилиси, сегодня находился в аварийном состоянии. Стены, державшиеся на самодельных подпорках, доски на полу, закрывающие огромные бездонные дыры и обилие бродячих котов (самых разных) - все это свидетельствовало о многолетнем запустении.
Небольшая комнатка, куда хозяин отнес наши вещи, выглядела довольно чисто, и даже самобытно посреди окружающего "вселенского хаоса" - старинные вещицы, обилие тканей (скатерти, покрывала, занавеси на стенах), несколько картин - все говорило в пользу владельца, но… Комната оказалась проходной! На кухне вместо плитки стоял газовый баллон, а отопления в таких домах и вовсе никогда не имелось. Приносной электрический обогреватель - вот то малое, что поднимало температуру воздуха в помещении на несколько градусов.
- Простите, но мы уезжаем, - сказала я смущенно оглядываясь по сторонам. Если бы дело касалось нас двоих, взрослых, - никаких вопросов бы не возникло. Но ребенок? К счастью, муж поддержал меня, - Мы заплатим вам за бронь.
Мужчина выглядел растерянным, - Неужели вы считаете, что мне есть дело до денег? Я сын Грузии и моя святая обязанность сделать так, чтобы вам здесь было хорошо. Раз уж так вышло, раз уж вы попали ко мне, пожалуйста оставайтесь. Хотите, принесем еще одну батарею?
Нам стало неудобно. Пришлось согласиться. Оставив вещи и отправившись завтракать, мы целый день гуляли по городу и вернулись домой только поздним вечером. Хозяин уже ждал нас с графином ароматнейшего грузинского вина. Уложив ребенка спать, мы втроем уселись вокруг низенького круглого столика, сервированного гранатом, шоколадками и маленькими старинными бокальчиками. Человек, так случайно встретившийся на нашем пути, оказался известным московским продюсером, имя которого я по вполне очевидным причинам не стану называть. Со всей пылкостью на которую способны только представители этого южного народа, он рассказывал о своей жизни и о том, как в какой-то момент решил бросить все и вернуться на историческую родину: «Вы даже представить себе не можете, какая грязь творится в том мире, где я вращался. Женщины, мужчины, актеры, певцы - все сплошная фальш, сплошной пиар. Так что, в один прекрасный день я просто помахал всему этому рукой и вернулся сюда, в свое родовое гнездо. Не знаю, правильно ли я поступил. Иногда жалею… А иногда не жалею. Приехал я пять лет назад. Тогда обещали дом этот и некоторые другие на нашей улице отремонтировать (все-таки объекты культурного наследия), но так по сей день и обещают. Из соседей, тех, кого я знал двадцать лет назад, никого не осталось. Квартиры стояли пустые. Только представьте, просыпаюсь - один в целом доме, засыпаю тоже один. Потом стали понемногу возвращаться, правда тут же продавать квартиры. Так я выкупил еще несколько у соседей. Сделал ремонт и стал сдавать туристам. Мне, знаете, судьба всегда посылает тех, кто действительно нужен в конкретную минуту. Своеобразный договор со вселенной... Да, обычных людей почти не бывает. Недавно приезжали трое ребят на велосипедах. Через всю Европу так ехали. А за ними следом байкер лет шестидесяти со своей пожилой подругой… Вот и стояли у меня во дворе рядышком три велосипеда и с ними мотоцикл «Вулкан», старый такой, весь в наклейках. А летом, туристов приезжало так много, что я их на матрасах спать клал, прямо на полу. Приезжали еще и студенты - автостопщики. Но те уж бесплатно жили. Сам знаю, что такое молодость, когда каждая копейка на счету. Вот только ради таких моментов и живу. Ради таких встреч. Вроде и назад в шоу-бизнес всегда вариант есть вернуться, но что-то пока и здесь хорошо».
… В тот вечер мы заснули далеко за полночь. Проговорили, кажется обо всем на свете, но больше всего о том, как живут современные жители грузинской столицы. Оказалось, что, несмотря на обилие туристов, все совсем не так безоблачно, как могло бы показаться на первый взгляд: размеренный ритм жизни, теплые и «настоящие» отношения, природа, но вместе с этим обилие бедных или даже совершенно нищих людей. Молодежь, в основном мечтающая покинуть родные пенаты, при любой удобной возможности оставляет Грузию, предпочитая Турцию и страны Евросоюза. Пенсионеры, выживающие и всеми силами противящиеся разрушению связей с Россией, умирают так и не дождавшись светлого будущего в то время как социальные гранты выделенные правительству разворовываются на всех уровнях. Что и говорить, грустная современность народа, некогда братского, а сегодня согласно чьим-то корыстным планам, такого отстраненного и далекого, удручает.
… Не удивительно, что задержались мы в доме своего нового знакомого гораздо дольше, чем предполагали, погрузившись в жизнь самого настоящего «сына Грузии» с головой…