Осеннее путешествие по Северному Кавказу - как оно было

Oct 20, 2020 19:39

Вернулись неделю назад с Северного Кавказа. Потрясающим вышло путешествие, которое проходило ещё и с двумя детьми. За 10 дней мы умудрились посетить все его регионы, кроме Чечни и Дагестана.





На Севкав хотелось съездить давно: раньше как-то сюда не тянуло по понятным причинам. Во-первых, меня сюда возили в детстве в горы родители-горнолыжники, во-вторых - ну сами знаете, неспокойный регион то был.

Но объективно, тут очень много интересного же! Причём, как природного, так и по моей транспортной теме. Уже прямо свербило от того, как хотелось вживую увидеть трамваи Владикавказа, троллейбусы Черкесска и снежные пики Домбая. Ну раз так - чего откладывать?

Начать решили с Сочи, в окрестностях которого живут друзья. Очень хотелось приехать к ним прямо на поезде из Москвы! Удобно - выходишь в Лазаревском, на электричке 3 станции, и ты на месте.


Но увы, авиакомпании настолько понизили цены на билеты, что это не шло ни в какое сравнение с поездом.. 1400-1500 за 5-6 часов, вместо 3-5 тыс. за сутки.. Даже такой ж.д. фанат, как я, сдался.




Летели до Сочи "Победой", экипаж которой решил включить традиционный для этой компании жлобизм, запретив пассажирам пересаживаться на свободные места. Я раньше про такое только слышал. Но сейчас реально весь полёт по салону ходили стюардессы, проверяли у всех билеты и следили, чтобы пассажиры сидели на своих местах. Бррррр. В итоге, половина из них просто стоя летело.


Сочи мне никогда не нравился. "Ласточку" в аэропорт отменили, пришлось выбираться на вечно забитом автобусе. Удивительно, что в главном курорте страны нет нормального удобного общественного транспорта. Это просто дно какое-то.


Но вот чем мне нравится сочинская агломерация, точнее, даже, чем она меня приводит в неистовый восторг - это, вот линия "Адлер - Туапсе", идущий прямо по берегу моря.


Едешь по нему - любуешься волнами и пляжами. Или даже наоборот: валяешься ты себе на пляже, греешь пузо, купаешься. А мимо тебя проносятся "ласточки" и дальние поезда. И ты каждый раз гадаешь: откуда этот - из Самары, или Перми? А, это, может, питерский?


Из окрестностей Лазаревского, я направился в столицу самого первого региона России! Майкоп - город, конечно, не ух-ух-ух, но вполне уютный и приятный. Прогуляться здесь будет всяко хорошо, да и посмотреть немного есть чего. Сразу за городом начинаются небольшие горы, дикая природа. А в самом городе довольно спокойно, размеренно, а квадратно-гнездовая планировка улиц напомнила мне до боли родную Латинскую Америку. И в центре скверик с Боливаром, ой, то есть, с Лениным. "Это военные так проектируют. В Латинской Америке же города военные-конистадоры строили, вот и наш Майкоп они тоже строили. А у них всё просто, углы только 90 градусов могут быть" - высказал своё соображение местный житель Алий.




Дальше мой путь лежал в Северную Осетию. Чтобы сесть на идущий во Владикавказ поезд, в котором уже ехала семья, нужно было вернуться в Белореченск.


Поезд "Адлер - Владикавказ" проходит станцию Беслан. Та самая школа... Ставшая 16 лет назад печально известной на весь мир. Оказывается, она прямо напротив железной дороги и хорошо видна из поезда.




Во Владикавказ я мечтал попасть давно. Потрясающий очень колоритный и красивый город с обширной исторической застройкой и красивыми видами на близлежащие гороы.






Съездили из него на денек в Назрань, посмотреть ещё один регион России. Что сказать.. Бывшая столица Ингушетии расположена всего в 25 км от Владикавказа. Но контраст какой-то невероятный просто! Из пусть и довольно раздолбайского но европейского мира, ты, словно по мановению волшебной палочки, оказываешься в настоящей Азии.


Совершенно другие люди: бородатые мужики в тюрбанах и тюбетейках, закутанные в хиджабы женщины.. Совершенно хаотическая застройка, знаменитые "приоры" с низкой посадкой (как они вообще ездят??), повсеместное джигитство за рулём, так, что страшно переходить улицу. Мечети..


Как же тут на Кавказе всё плотно переплетено. Ведь, казалось бы, Назрань - как пригород Владика, но нет! Совершенно другой мир. Таксисты туда ехать отказываются наотрез - сказываются давние тёрки осетинов с ингушами. Есть, зато, автобусы из Ингушетии в Ингушетию по территории РСО. Соединяют удалённые горные и не очень сёла с Назранью. Попав в такой автобус, уже ощущаешь себя в другом измерении. Ингуши расстраиваются, узнав, что ты остановился не у них в Назрани, а во Владикавказе: "зачем так, у нас же удобнее!". Удобнее - не знаю, но, вот гостеприимно тут точно.


Изначальный план был поехать из Назрани на поезде в Невинномысск, а оттуда - на электричке в Черкесск. Всем он был хорош кроме того, что приезжал поезд в 4 ночи. Решили переиграть планы, и поехали на двух автобусах через Нальчик.


Нальчик - редкий город, в котором я был ещё до начала своей путешественнической деятельности. Ещё где-то в начале 90-х мы проезжали через него с родителями на гору Чегет, где они катались на лыжах. Помню, тогда поезд в Нальчик шёл через Донбасс, и на границах с Украиной не было ещё никакого контроля. В самом городе мне больше всего понравилось название, созвучное тому, кем я тогда был. Перед поездом на обратном пути мы заходили в гости к каким-то друзьям родителей в частный дом, что меня удивило. Я тогда был уверен, что в городах должны быть только большие многоэтажные дома, а частные могут быть только в деревнях.


А сам Нальчик.. Да неплохой, в общем то, городок. Не такой яркий как соседние Владикавказ и Грозный, но в то же время курортно-приятный как Кисловодск-Пятигорск. Советский центр с проспектом Ленина, пешеходная Кабардинка и гигантская парковая зона на юге, в которой сам Нальчик переходит в пригород Долинск. Тут вам и санатории всякие, и нарзанные источники и телленкуры. Прогулка по которым, правда, омрачилась проливным дождём, но тем не менее. Зашкаливающее число всяких разных кафе, забегаловок, ресторанов, причём порой очень прикольных и вкусных.


Следующая республика - Карачаево-Черкессия. Наверное, я вам не буду рекомендовать советовать заехать в город Черкесск. Не, если вы любите разные города и вам интересно как чего устроено, то можно. Но объективно, тут мало за что зацепиться: старины особо нет, нового нет, трэша и разрухи тоже. Средненький такой неплохой город. Очень хороший парк "Зелёный остров" со всякими современными штуками. Или если вы едете в Архыз или на Домбай, то, возможно, тут транзитом окажетесь.


Почему я сюда заехал? Ну, во-первых, посмотреть местную троллейбусную сеть, о которой известно немного. Во-вторых, как-то я очень мало знал про Карачаево-Черкессию, и конкретно сам Черкесск. Как-то тут особо ничего не происходит, про него ничего ни в новостях не слышно, ни в каких-либо исторических повествованиях. Писатели и великие деятели сюда не особо не заезжали и не рождались здесь. Странно, почему так получилось. Почти все остальные кавказские республики сильно на слуху (ну Адыгея малоупоминаемая тоже, да), да и про остальные регионы так или иначе где-то что-то слышишь а вот КЧР - как-то не особо. Значит надо приехать сюда, посмотреть как чего.


Но, конечно, путешествие по Кавказу - не путешествие по Кавказу если вы не побывали в горах. Ещё из Владикавказа мы хотели в них съезить, посмотреть ингушские башни. Но по прогнозу должен был быть весь день дождь и мы выбрали Назрань. Домбай же был изначально в планах. И тут невероятно повезло с погодой и вообще!


Тут мы провели 2,5 дня, сходили в разные пешие маршруты, на водопады, к леднику и не только. Оказалось, очень удачно: здесь как раз было всё то, чего требовал на тот момент мой организм: заснеженные пики, пожелтевший осенний лес, лёгкие маршруты, и отличная погода.

Даже и не надо ничего покорять. Достаточно просто идти по этому лесу, восхищаться белыми вершинами, дышать свежим воздухом, пить воду из бурных речек, слушать птичек... Получится дойти - хорошо. Нет - да и тоже неплохо, сама дорога уже великолепна..


Всё когда-то заканчивается - пора ехать домой. По пути на трассе Черкесск - Пятигорск довелось увидеть вдали доминантную достопримечательность Кавказа - Эльбрус. Вокруг степи и степи. а он там где-то вдали белеет..


Аэропорт Минеральные Воды. Теперь - имени Михаила Юрьевича Лермонтова. Кстати, в этом аэропорту я был в детстве - ещё в конце 80-х мы сюда с родителями прилетали. Так вот за этот год я побывал в двух аэропортах, в которых был ещё ребёнком, и в которых после этого не бывал: Минеральные Воды и Анталия. Кстати, билет в Москву тоже обошёлся в какие-то копейки: 1700 рублей где-то.


Таким образом, в эти дни довелось посетить почти все республиканские столицы и даже немного моря и гор захватить.

И напоследок. Путешествовать по Кавказу стало намного проще, чем раньше. Стало безопаснее - нет бандитизма, нет этих выматывающих проверок документов правоохранительными органами. Которые раньше были плюс-минус во всех республиках, а, особенно, на границах между ними. Джигитизма тоже поубавилось, хотя в Назрани всё с ним норм. Даже с детьми здесь можно ощущать себя вполне безопасно, ничуть не хуже, чем в Центральной России. Вкусная еда и кавказское гостеприимство остались при этом.


Тем не менее, есть и минусы. Это, например, ужаснейший общественный транспорт. До сих пор как внутри городов, так и между ними основное транспортное средство - это газель. Прокуренные, побитые, часто с хамоватыми, а то и курящими прямо за рулё водителями. Мы так от этих газелей устали, что пару раз даже разорялись на такси. Вообще, так-то регион довольно бедный - цены тут на всё заметно ниже, чем в центральных областях (гор.транспорт стоит от 13 до 17 рублей, например). При желании лучше планировать маршрут по железной дороге, ну или приезжать на своей машине.

Кавказ

Previous post Next post
Up