Написано в июне 2011-го года.
Так уж вышло, что в Ирбите я бывал несколько раз. И всё или проездом или по делам. Не удавалось мне съездить туда специально. Побродить по улицам, рассмотреть интересную архитектуру.
Вот и вчерашний приезд в Ирбит был тоже "по делу". Нас пригласили участвовать в Дне Города. Как всегда мы художники-прикладники и мастера народных промыслов создаём со своей ярмаркой "фон" для народных торжеств. Недаром слово "торжество" и слово "торговать" идут от одного корня. Нас же пригласил в Ирбит екатеринбургский центр народного творчества "Гамаюн".
Позвала нас птица Гамаюн, а мы и откликнулись.
Началось наше путешествие в Ирбит здесь. Пять часов утра. Привокзальная площадь Екатеринбурга. Мы стоим воле автобуса и ждём, когда все участники поездки соберутся. Возле нас вьётся нахальная чайка. Что ей нужно? Оказывается чайки на привокзальной площади подбирают объедки за людьми. Вот и эта чайка схватила куриную косточку и улетела. А я как всегда не успел выхватить фотоаппарат и сделать интересный кадр. Удалось снять только наш автобус на фоне бывшей гостиницы "Свердловск". Ныне "Маринс парк отель". Впервые обращаю внимание на это название. Что бы оно значило?
Marins - это кто, морские пехотинцы? Отель для морских пехотинцев?
А мы грузимся в автобус и едем на северо-восток. Сначала за окном пробегают леса, потом поля и перелески. Мы едем из краёв горнозаводских в края сельскохозяйственные.
Мне кажется, что колонизацию Урала русскими можно разделить на три "волны". Первыми пришли сюда люди военные. Ермак со своими казаками, да и до Ермака ехали сюда те, кому оружие было важнее других инструментов. Слишком уж неспокойной была здешняя земля.
Второй волной были крестьяне. Их приглашали сюда специально. Царь звал этих людей осваивать уральские земли. Пахать и сеять, строить деревни и городки. Земель здесь было много, да и власть давала переселенцам какие-то льготы.
И только третьей волной было большинство наших предков, горнозаводских рабочих.
Люди "первой волны" построили самые первые города: Чердынь, Соликамск, Верхотурье. Люди третьей построили Невьянск, Тагил, Екатеринбург, Пермь. А вот Ирбит строили люди "второй волны" - крестьянской. Поэтому и по времени создания он стоит между первыми уральскими городами и горнозаводскими центрами. Ирбит построен в 1631 году. Позже Верхотурья(1597), но раньше Невьянска(1702).
С самого своего основания Ирбит стал ярмарочным центром. Когда крестьянину устраивать ярмарки? Естественно, зимой. В то самое время, когда он более всего свободен. Вот ирбитская ярмарка и стала зимней. А зачем нужны были ярмарки вообще? Разве нельзя было везти товар прямо от производителя к потребителю?
Ярмарки были нужны прежде всего для определения спроса. Это сейчас мы можем открыть справочник или залезть в Интернет и узнать где и сколько людей живёт, чем они занимаются. Сможем и определить, сколько им нужно хлеба, мяса, чая и кожи для пошива обуви. Предки наши были лишены такой возможности. Вот и приходилось им устраивать ярмарки, чтобы опытным путём устанавливать, где, чего и сколько.
Всезнающая Вики говорит,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F0%E1%E8%F2что ярмарку в Ирбите открывали, поднимая росийский флаг над Пассажем. Там же, где он развевается и сейчас. Если флаг хорошо развернулся - торговля будет удачной, если плохо, то неудачной. Если ветер повернул его к Западу, значит дела пойдут лучше у европейских купцов, если к Востоку - у азиатских.
А Пассаж ибритский строили как театр. Присмотритесь к этому зданию. На театр оно похоже больше. К сожалению, я так и не знаю, почему его переделали в магазин. А театр постороили затем в другом месте.
Кстати, знаете когда и за что Ирбиту присвоили статус города? Ещё при Екатерине. За то, что жители Ирбита не поддержали Пугачёва. Подступил к ним мятежный атаман и сказал:
-Я пришёл дать вам волю!
А жители слободы его не поняли. Почему? Потому что люди, которые начали с нуля и достигли кое-какого процветания, они для мятежа самые неподходящие. Здешние крестьяне и так были вольными. Помещиков на Урале не было.
Казаки были недовольны тем, что государство замахивается на их вольности, крестьяне центральной России и рабочие уральских заводов не хотели видеть на своей шее аристократов. А ирбитские слобожане были практически довольны всем. Поэтому и остались верными государыне.
Исторический, старый Ирбит довольно интересный и своеобразный город. Город, построенный для ярмарки. И только. В нём очень много красивых каменных зданий 19-го века. Слишком много для такого маленького города.
Например вот "готический домик", одна из визитных карточек города.
Такие архитектурные "излишества" встречаешь буквально на каждом шагу. Вот здание милиции, построенное в стиле модерн. Или вот ещё одно какое-то учреждение. Стиль тот же. Модерн вообще очень разнообразен, а Ирбит по праву можно назвать одним из центров уральского модерна в архитектуре.
Вот классическое здание с колоннами. сейчас здесь техникум.
К сожалению, очень многое обветшало. И здесь становится виден странный контраст. Те здания, где расположены какие-нибудь учреждения выглядят гораздо лучше чем те, в которых люди просто живут.
А вот ирбитские дворики. В них, конечно, всё запущено, но и они не лишены своеобразного очарования.
Во дворах много кошек. Жил да был чёрный ирбитский кот за ирбитским же углом. Только весь дом его любит. Больно уж красивый и ласковый.
Домик под тополем.
А знаете, почему именно в Ирбите так много оригинальных каменных зданий?Всё из-за ярмарки. Каждый горожанин хотел построить домик побольше и покрасивее. А вдруг во время ярмарки к нему на постой приедет какой-нибудь "козырь-миллионер", который денег не жалеет. Богачи ведь приезжали на ярмарку постоянно. Вот и лезли люди из кожи вон, чтобы привлечь богатых постояльцев.
Странное это было место Ирбит во время ярмарки. Все жители его в это время переселялись из своих комнат в чуланы и каморки. А комнаты сдавали купцам. Нет ни одного свободного угла. Все сараи и дворы заняты под склады. Купцы ехали и ехали. Они мчались на тройках, обгоняя длиннейшие обозы с товарами. А обозы занимали всю дорогу из Камышлова в Ирбит. На протяжении десятков километров по зимней дороге всё лошади, сани, мешки, рогожи, люди в огромных тулупах с кнутами в руках.
Где-то там, в толпе торговцев на лошадях едет и мой предок Георгий Егоров из Нейво-Рудянского завода. Предок мой купцом не назывался. Наверное, капиталов было маловато. Он торговец. Существовала в те годы разница между понятиями "купец" и "торговец". А слово "продавец" тогда и вовсе не употребляли. Продавца называли приказчиком. Многие красивые старинные вещи и мебель в доме предков были привезены оттуда, из Ирбита.
Ехали в Ирбит не только купцы. Туда же на время ярмарки съезжались актёры, кучера-лихачи. И проститутки. Было и такое в истории города. Ехали шулера и воры. А для охраны правопорядка на ярмарке призывали бригаду самых опытных сыщиков и полицейских. Из Перми.
Представляю, как брезгливо плевался мой степенный предок-старообрядец, глядя на целую череду женщин "лёгкого поведения" и прочих "мутных типов". Но жизнь есть жизнь. И, несмотря на омерзение, надо ехать. Надо торговать, закупаться на весь год. Если товару не закупишь, то хоть лавку закрывай.
У самых крупных купцов были на ярмарке свои магазины. Купцы попроще довольствовались "местами коллективной торговли" вроде Гостинного двора.
Это целый торговый квартал, разделённый на множество клеточек-лавок. Сейчас он наполовину запущен. Торговали и с внешней, и с внутренней стороны. Внутрь Гостинного двора вели вот такие арки.
Вот памятник Мамину-Сибиряку. Он бывал в Ирбите. Не знаю, много ли он писал об этом городе. Я помню только, что он упоминал Ирбит в "Приваловских миллионах". Позволю себе цитату из Мамина-Сибиряка. Вот как он описывал Ирбит.
Ирбит - большое село в обыкновенное время - теперь превратился в
какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств,
народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала сюда людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности. При первом ошеломляющем впечатлении казалось, что катилось какое-то громадное колесо, вместе с которым катились и барахтались десятки тысяч людей, оглашая воздух безобразным стоном.
А вот и сам автор в чугунной шапке и чугунном же воротнике из каракуля.
Были в Ирбите и храмы. Самым большим из них был кафедральный собор. Кафедральный, потому что там была кафедра правящего архиерея. И сам архиерей назывался "Епископ Екатеринбургский и Ирбитский". А сейчас екатеринбургский и верхотурский.
Много было храмов и Ирбите. И мечеть одна тоже была. Среди купцов было немало мусульман. До наших времён дожила только кладбищенская церковь. Наверное, воинствующий атеизм пощадил храмы одного лишь Петербурга. А по всей остальной России мощно прошёлся железным катком.
Надо отдать должное городским властям. Они сейчас стараются восстановить то, что можно. Передали Церкви здание храма, бывшее до сего времени цехом автоагрегатного завода.
Скоро поставят главный купол. И мы ещё услышим звоны. Кафедральный собор, конечно, вряд ли выстроят заново, как в Невьянске. И вот эта церковь станет в городе центральной. Только бы трубу не убирали. Храм и труба рядом смотрятся замечательно.
А здесь, наверное, тоже был храм. Судя по архитектурным деталям.
Ярмарка просуществовала до 1929 года. Естественно, во время коллективизации и социалистической индустриализации было уж не до ярмарок. С этого времени начал складываться новый Ирбит, индустриальный. Как писал ирбитский поэт:
Посмотрите с горы Пушкарёвой,
Как прекрасен открывшийся вид,
Перед вами не старый, а новый,
Трудовой, наш советский Ирбит.
Самой характерной приметой советского Ирбита стал мотоцикл "Урал". Подобные мотоциклы и до сих пор очень широко распространены в России.
Мотозавод в Ирбите процветал. А сейчас всё очень и очень трудно. Почему? Попытаюсь объяснить. В советское время купить машину было сложно. Вторичный рынок автомобилей был очень ограничен. Поэтому многие люди предпочитали мотоциклы. Вот и процветал Ирбитский мотозавод, постоянно наращивая объёмы производства. В наше время отношение к мотоциклу изменилось. Он перестал быть заменой автомобилю. Ведь вторичный рынок автомобилей разросся невероятно. И каждый может купить очень дешёвую машину. Мотоцикл стал дорогой игрушкой. Особенно, мотоцикл тяжёлый, как "Урал". Спрос на подобные мотоциклы упал.
Автоагрегатный завод, на территории которого стоит упомянутый храм, тоже бедствует. Почему-то в наше время мало используют небольшие и средние прицепы, которые и составляют большую часть продукции завода. Специально смотрел на прицепы проезжающих мимо грузовиков. Чаще всего они огромны. Маленьких и средних прицепов очень мало. Может быть, это дело поправимое. Будет развиваться сельское хозяйство и прицепы ещё понадобятся. Будем надеяться на лучшее.
Производители ирбитских мотоциклов стали делать ставку на продукцию необычную. Так и появились длинные чёрные агрегаты для байкеров.
Есть и совсем экзотичные конструкции. Оригинальный дизайн. Всё блестит и сверкает. Эх, жаль, я байкером не родился. Выпускают здесь также спортивные и "вездеходные" мотоциклы.
Мотоцикл-паровозик.
Мотоцикл-лимузин.
Только на одних экзотичеких мотоциклах далеко не уедешь. Ниша эта небольшая, да и она во многом занята более раскрученными западными брендами. Богатых байкеров в России не так много.
Иногда мне кажется, что главным тормозом прогресса ирбитских мотоциклов становится наличие только одного достаточно маломощного, неэкономичного и морально устаревшего двигателя. Сколько его не совершенствуй, но свои возможности он уже исчерпал. И новая жизнь может прийти только с целым семейством новых моторов, различных по мощности.
А может быть, стоит вернуться к "Белке"?
http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные автомобили/НАМИ-050 «Белка»/Вернуться уже на новом витке развития технологий и дизайна? Кстати, "Белка" выглядела вот так. Вся передняя часть кузова - это огромная откидная "дверь".
Сама идея маленького автомобиля для города и деревни кажется мне весьма плодотворной.
Наше время сурово обошлось с Ирбитом. Два основных его предприятия сильно пострадали. Город теперь живёт за счёт других предприятий. Стекольный завод и фармацевтическое производство, предприятия пищевой промышленности. И ещё, будущее города видят в развитии культуры и туризма. Театр, краеведческий музей, музей мотоциклов, уникальная картинная галерея. Городу есть, что показать. Он красив. Его следовало бы объявить архитектурным и культурным наследием России. И начать грамотную реставрацию. Без перегибов и выселений, советуясь с людьми. Первым делом надо оборудовать дома отоплением и канализацией. Везде, где их нет. Нужно сделать это как можно бережнее, не разрушая уникальную архитектуру. Даже сарайчики во дворах лучше не сносить, а привести их в божеский вид. Подновить, подкрасить, восстановить все "заброшки".
И ещё нужно, чтобы поезда ходили побыстрее. Это важно. Без этого никакого туризма не будет. Мы ехали в Ирбит на автобусе четыре часа. Все ссохлись. На поезде ехать ещё дольше. Так что и эту проблему нужно решать.
Но я верю, что наши люди все преодолеют. Как только поймут ценность собственной русской жизни, собственной истории, культуры, национальных традиций. И мы будем ездить в Ирбит как в Суздаль. Любоваться.