Один мамонт, два моря и два шторма

May 15, 2020 16:29

Мохнатые мамонты на берегу южных морей?  Акула на вершине гор? Безлюдные теплые пляжи возможны?

Древние крепости рассказывают по ночам тайны, маяки манят путешественников, как и много лет назад…

Один из моих самых любимых российских авто- маршрутов. Поехали!

Азовское море, Крым

Каждая поездка по Югу России полна приятных сюрпризов.

Не сказать, что я Мэри Поппинс( хотя, конечно Мэри:),  но южный ветер каждый раз уносит меня на встречу новым эмоциям.

И хотя, от моря моря не ищут…. Но, это не про нас.

Это, вот точка старта и порт нашей приписки- город-герой Новороссийск

Крейсер Кутузов на Морском вокзале

И так, повод первый для поездки- прогноз ветра. Редкий долгоиграющий со сменой направлений. И мы едем кататься на виндсерфинге.

Повод второй- древний обитатели нашей планеты и просто, древности

Повод третий и всегда присутствующий в поездка- вкуснотища, которая ждет.

И так, Новороссийск- побережье возле Тамани (Азовское море)- Таманский район (Черное море)- Крымский мост- Керчь- Феодосия- мыс Тарханкут (Черное море) - Белогорск- Щелкино (Азовское море)- Новороссийск. Примерно, 3000 км. В команде российский экстремальный спортсмен Игорь Юдаков и ваш скромный автор.

в степях Тамани

Первые три часа пути в сторону Тамани. Мне, кажется, это самый уютный и ухоженный район Краснодарского края. Идеальные персиковые и черешневые сады, бесконечные поля пшеницы и виноградников. А возле каждого ряда виноградников еще и сажают большие кусты роз.

В какое время года не ехать- всегда красота. Даже не знаю, что прекрасней поля маков или полосатые бока арбузов:)

поля Тамани

К этому надо прибавить, что это часть относится к винной дороге Юга России и уютные шато с ресторанами и дегустациями ждут гостей.

Не ищет там в меню салат цезарь. Надо пробовать скорпену в томате или севиче из кефали. Жареную камбалу с белым и улиток с розЕ.

Гильдия шеф поваров Черного моря, под руководством одного из моих любимейших шефов Евгения Вийтык (ресторан Винотеррия трасса Новороссийск- Анапа) активно продвигает использовании в меню только сезонных и местных продуктов.

К примеру, в восторге от розового петната Шато Пино (Новороссийск), а Игорь фанат их же красного «Морского». Во время сбора урожая подул тот самый ветер и принес брызни морской воды. Соль не смыли и сделали вино…. Удивительно. Следующий тираж может быть и не возможен.

Но, про гастротуризм на Юге России стоит написать отдельно и очень много.

Плакучий камамбер, качота, бюш. Каберне Совиньон, Каберне Фран, Пино нуар,насыщенный Марселан и Мускат цитрон...

Но, вернемся на берега Азова. Конечно же дует. И все катаются.

Игорь Юдаков

Самовар не показуха. Он правда езди с нами. Очень удобно в больших компаниях. Надеваем трубу и топим шишками.

Азовское море

Обрывистые берега моря в этом районе очень «живые» за счет действующих грязевых вулканов, час случаются оползни и обрушения. И даже в море появляются маленькие островки.

Древняя грязь восхитительна. И…. вытаскивает на поверхность кости древних животных. Не удержалась и ставлю фотографию другой поездки в этот район, чтобы точно было понятно о чем это я.

провалилась в вулкан. И кричу: кидай гоупрохую будем снимать:)

Я уже видела зубы и бивни южного мамонта и костяшки эласмотерия. Находила окаменевших в породе рыб.  Четырехметровый красавец с мощными и огромными бивнями - один из более древних видов мамонтов.

мамонт и эласмотерий

Этот мамонт первым покинул африканскую родину мамонтов, проникнув в Евразию.

зубы мамонта.ю найденные на Азове

В этот раз природа и парни приготовили сюрприз. Ночевали в машинах. Утром я проснулась от подозрительного шума и криков: «Маша, вставай. Готовь завтрак. Мы мамонта тебе добыли».

Выглядываю, а мне несут…. Кусок мамонта. Вот он окаменевший. Похоже лопатка или тазобедренная, выпала из обрыва.

кость древнего животного

Кстати, недавно слушала подкаст про мамонтов и их виды. Тот что шерстистый и жил на нынешнем севере имел на хоботе специальную лишнюю кожу. Он зачерпывал туда снег и топил дыханием, а потом пил…А еще у него была лишняя кожа в районе хвоста. Чтобы не задувало ;)

Если у вас возникнет желание гулять по берегам Азова, то не стоит активно рыть обрывы в местах проведения археологических экспедиций. Там полно золота и прочих древнегреческих ценностей. И они охраняются государством. И это не просто слова. Археологический или пограничный Патруль  подходит очень быстро.

И кстати о вине, раз уж так вышло…. Здесь стоит мужской монастырь, и его монахи делают вино. Кагор для службы и кое-что на продажу для пополнения кассы монастырской. Мы знакомы с отцом - главным виноделом. И холодными осенним вечерами, можно заглянуть в его мастерскую вина.

Он зачерпывает из бочки серебряным половником бархатное вино и рассказывает про урожай. И что было с пшеницей и как дела с дынями в этом году. И что пока пахали поля, опять подняли много черепков и приезжали археологи…Время останавливается от его говора и историй веков.

Но, это будет поздней осенью, а нам, пора двигаться дальше, примечая по пути детали. Ведь каждое путешествие состоит из сотен мелочей.

Обратите внимание на детали этого фото. Это монастырский виноградник и как красиво светятся на закате «баклажки».

монастырский виноградник

Дорога ведет опять среди виноградников, Фанагория, Шато Тамань…. Все здесь. И через пару часов мы уже на Черном море.

сквозь радугу вперед к чудесам

Бесконечные песчаные пляжи постепенно переходят тоже в обрывы.  Мыс Железный рог. Через пролив уже виден Крым.

И Его окаменевшие обитатели. Причём, замещение произошло, как и понятно из названия- железом. Можно набрать себе тяжеленные древние мидии и прочие ракушки.

Мы осмотрели побережье сверху, есть идея в следящий раз пройти по морю на сапах.

Рядом уже и Крымский мост. Вжух и мы в Крыму.

Большинство отдыхающих сразу несутся на Южный берег Крыма.

А мне очень нравится старинная Керчь и Феодосия.

Мы ловим ветер и чебуреки. Приветствуем знакомые маяки и генуэзские крепости.

Безлюдные пляжи и тысячи кузнечиков, которые перелетают через машину. Мы едем вслед за парящим соколом и встречаем по дороге только рыбаков и егерей заповедных зон.

Керченский полуостров

Наш внедорожник помнит эти бесконечные ухабы, а я помню, как однажды Игорь умчал на велике, а я аккуратно ползла вдоль обрыва, но все таки «поймала» . Но, хороший штурман должен не только в карты пялиться, но и правильно реагировать при диагональном вывешивании. Так что  никого не дозвавшись в рацию, вздохнула и проехала дальше:) Такие берега этого стоят.

рыбацкие ставни в Крыму

В нашем стиле- поизучать все слои карт и дать крюк от трассы. Из точки А в точку Б надо гнать, только если очень время поджимает.

Дорога неумолимо ведет к виноградникам и «Новому Свету». Их шампанское люблю не только я но и в свое время Шаляпин, распевавшийся в гротах на берегу моря, где хранили некоторые бутылки.

Кстати, если вам захочется чебурек с бараниной и брют…. Не отказывайте себе в этом. Вкусно. Проверяла.

И гуляя по Галицинской тропе к пляжам, где любил купаться последний Российский Император, обращайте внимание на странные камни на скалах. Почудятся самые настоящие кораллы и стебельки древних лилий- это они. Горы когда-то были под водой жаркого моря.

По Крыму можно ездить бесконечно, и машина забита картами и книгами. В самый первый раз мы поехали на денька четыре, а вернулись через пару недель. Крым затягивает.

Но, в этот раз мы мчим на его самую дальнюю точку- мыс Тарханкут.

Но, я не могу удержатся и посоветую остановиться на обед в Евпатории, чтобы объестся в одном из вкуснейших ресторанов крымско- татарской кухни  «Джеваль». Приятно, что уж лет десять точно прошло, а качество и обслуживание на высоте. Прогуляться по это старинной пешеходной части Евпатории тоже советую.

И вот, мы на мысе Траханкут. В штиль здесь бирюзовая вода, потому что, солнечные лучи отражаются от белых скал. Тот же эффект, что на тропических пляжах. Вода там такая необыкновенная, потому что, белый коралловый песок отражает свет, ну и количество взвеси в воде, конечно тоже имеет значение.

Черное море

Мы приветствуем старинный маяк и одни из лучших волн на побережье. Воздух пахнет солью, степью и дикой руккколой. Сегодня шторм. Его мы ждали. Игорь катается.

виндсерфер Игорь Юдаков на мысе Тарханкут.

А на следующий день настает момент почти зажмуриться, чтобы не сворачивать за интересностями с трассы и ехать обратно в сторону Азова. Но, не домой. Мы же носимы ветром, а ветер будет там.

Но, если у вас будет время, я конечно, советую долину Приведений с расчетом, что пойдете погулять по горам. И можно заехать в Научный и попасть на экскурсию в самую настоящую астрономическую обсерватории с телескопами. Там же, буквально на тропинках, можно найти аммониты. Держа в руках спираль раковины возрастом в сотни миллионов лет и смотреть на спираль других галактик…В общем, дайте волю фантазии и вашей энергии. Космос есть в каждом из нас.

достаю на свет белый тех, кто не видел его миллионы лет

По нашей дороге всегда обязательное условие- остановка на Белой скале в районе Белогорска.

Когда-то она была на дне океана Тетис и здесь жили кораллы, ракушки и … древние акулы и дельфины. В этот раз времени не много мне повезет лишь с вот такими древними обитателями, но в следующую поездку я найду зуб акулы.

Посреди полуострова на вершине горы. Просто крышу сносит, когда представляешь мир, что был здесь миллионы лет назад. Кто равнодушен к динозаврам. Может просто терять слова, глядя на эти пейзажи.

И вот, вжух. Еще 4 часа и мы проезжаем недостроенную атомную электростанцию и место знаменитых рейвово Казантипа. Щелкино и Азовское море.

Наш рейв на пляже. Ветер и волны ждут. Ждут и друзья. И очень классно, на морях и океанах, там, где и ветер, и паруса, всегда есть или будут друзья.

Это Миша Мамаев. Как раз сорвался со съёмок « Гардемаринов 4». А в следующий раз мы увидимся с ним этой зимой на берегах Южно- Китайского ветреного моря.

Я помню, как в первый раз сюда приехала. Мы прирулили ночью и встали в авто-лагере друзей на берегу. Ничего не видно. Не понятно. И это самое классное. Не можешь представить, ч то ждет тебя утром. Утром я проснулась от того, что машину шатает ветром, парни уже на воде. Я выглядываю и вижу коней которые стоят среди волн и пьют воду.

«Вроде, и не пила вчера» подумала я….. Но, нет Азов относительно пресный, а кони почти дикие мустанги. Как эти  дикие пляжницы топлес:)

Сегодня мы поедем ночевать с подветренной стороны бухты. Оливковые деревца и яхты…. Что может быть прекрасней. Только шаурма и чебуреки у одного моего знакомого дедушки. Который в первый раз накормил меня бесплатно. Потому что, заспорили о самых вкусных чебуреках в Крыму и он при мне их слепил и сказал, что он ручается, что его победители…

Согласна. Победители. Обогнали знаменитую чайхону в Ласпи.

Азовское море

В море плещутся дельфины и отдыхающие. А нам опять пора в путь. Мы ночуем в машине или когда нет ветра, в палатке рядом.

В сторону моста поедем, разумеется нее по трассе.

Кстати, любители подземелий! В районе Керчи много катакомб, по которым интересно полазить.

Но,мы движемся по бездорожью в сторону генеральских пляжей.

Десятки бухт и поворотов. Вдоль троп установлены знаки, что здесь были древние городища.

Мне снятся странные сны о древних кораблях под парусами, о людях, которые так же сидели в этом гроте

и смотрели на закат.

В багажник авто: мамонт, ялтинский лук, чай с крымскими травами, палеонтологический молоток, котелок, доски для серфинга, специи и расписные крымские пиалы…И конечно, целый багажник мечт и планов.

Мы сделали любимый большой круг по полуострову, практически не повторяя дорог.

Впереди практически безостановочная дорога домой, но кто знает, куда опять подует ветер…

Всем новых впечатлений этим летом!