Пермь.Где зимуют корабли.

Jan 04, 2020 23:16



Мы ж из Перми приехали. Поэтому будет новая порция пермских впечатлений. Пермь, как известно стоит на обоих берегах Камы. На левом берегу - весь центр и все достопримечательности. Там картинная галерея с деревянными скульптурами. Там многострадальный  речной вокзал и знаменитая надпись "Счастье не за горами". Там Губернаторский дом. И даже трогонтериевый слон тоже там.
   А на правом берегу всё разбросано по лесу. Стоит один микрорайон, потом лес, потом ещё один. И где-то тут же должны быть корабли. Те самые, которые видел из своего окна географ, пропивший глобус. Это у Иванова есть такой роман, по  которому сняли известный фильм "Географ глобус пропил". Кстати мы спрашивали у пермяков, знают ли они, кто такой Иванов. Странно. Самого известного писателя Перми и всей России не особо кто и знает. Хотя... Это судьба всей современной литературы - быть чем-то, не особо нужным для людей. Это СССР был самой читающей страной. А современная Россия знает, что сколько в книжку не смотри - денег в кармане не прибавится.
    Район, где стоят корабли, называется Водники. Туда нас привезли и сказали:
-Это здесь.






Мы подошли к берегу Камы. И вдруг...
-Вот они!




Ощущение полного восторга. Вроде обыкновеннейшая улица. Берег. Дети катаются на санках, псы бегают, а рыбаки ловят свою рыбу со льда.




И тут же огромное множество белых красавцев-кораблей. Они как-будто вышли из другой, нездешней жизни. Той, где палубы из красного дерева нагреты солнцем. Где дамы в ярких летних платьях и капитаны. Обязательно усатые, в фуражках и с трубками. Курят "злые" табаки и смотрят в бинокли.




Хотя здесь же стоят и обычные, серые грузовые теплоходы и баржи. А некоторые даже не серые, а ржавые. А названия их говорят о каких-то иных краях. Все названия - "географические". "Ядрин", "Турну-Северин", "Мензелинск".
   Где это Ядрин? Оказывается в Чувашии. А Турну-Северин где? В Румынии, на берегу Дуная. Мензелинск же у нас в Татарстане. Все города расположены на берегах рек.




Здесь "Кологрив" и "Днепропетровск". Днепропетровск - такого города уже нет. А Кологрив... Помните из "Двенадцати стульев"?
-- Отлично,-- сказал он(Бендер), кося глазом,-- вы не из Парижа.
Конечно, вы приехали из Кологрива навестить свою покойную
бабушку.




Несамоходным судам пышных имён не полагается. Просто "Баржа 3543".




Хотя баржи тоже громадны. Их борта высятся надо льдом отвесными железными стенами.




Здесь корабли зимуют. Осенью их загоняют в этот залив, и всю зиму они стоят тут, скованные льдом. Загоняют их сюда "с хитростью". Ближе к жилым кварталам - малоценные железные баржи. На этих "плавучих ящиках для перевозки калийных удобрений" воровать нечего. Во втором ряду стоят круизные теплоходы, на которых прорва всего, привлекательного для воришек. А самые ценные теплоходы скорее всего там, в глубине.




С пассажирскими теплоходами - тот же принцип. В первом ряду - относительно малоценный "речной трамвай" "Москва-42" и простонародный теплоходик вроде того, на котором мы плавали из Березников в Пожву. А те суда, которые ходят в круизы типа Пермь-Астрахань или Пермь-Петербург, стоят во втором ряду.




А можно ли подойти поближе? Идём по льду, интересуемся клёвом у рыбаков. А белые борта  всё приближаются.




Для нас, сухопутных жителей, эти белые кораблики как что-то с другой планеты. Интересно, есть ли у меня посты про то, как мы плавали в Пожву? Это ведь было так давно, когда у меня ещё не было ЖЖ. Мы сидели в спасательной шлюпке теплохода ОМ-267, ели сухую рыбу и бросали кости пролетавшим чайкам. Сидеть внутри салона нам не хотелось. Там на длинных пухлых диванчиках сидели люди, довольно много людей. Они пили чай из термосов и играли в карты. Лучше уж мы тут, на свежем воздухе. К тому же, если наш теплоход таки пойдёт ко дну, мы будем первыми кандидатами на спасение. А о том, что такая опасность существовала, говорил тот факт, что билеты в нижний салон с круглыми иллюминаторами над самой водой, вообще не продавали.
   А ещё раньше мы плавали в Пожву на "метеоре". Говорят и "метеоры" стоят где-то тут же, правда их не видно.




Вдруг да и можно зайти внутрь? Что там, внутри? Внутри "Москвы", наверное, дощатые диванчики, как в старой электричке, только подлиннее. На "Москве" ведь катают туристов от пристани со "Счастьем" до причала в Закамске. Этот причал кстати прямо под окнами квартиры моей тёщи. Внутри соседнего теплоходика - интерьер и вовсе привычный. А вот дальше стоит теплоход, на котором уже должны быть каюты.

Пароход плывёт, Анюта,
Волга-матушка река,
Твоя белая каюта,
Проплывают берега...

Эх, ни разу-то мы в каютах не плавали, как белые люди.  Хотя говорят, скука смертная в этих круизах. Четыре часа до Пожвы плывёшь - и то измучишься. А неделю так плыть - волком взвоешь.




Да не может ведь такого быть, чтоб в наше воровское время этакие ценности и вообще никак не охраняли. И точно. Из рубки какого-то крошечного буксира, затерянного между гигантских бортов выходит женщина-охранник.
-А можно корабли посмотреть?
-Вы лучше приходите в будний день. Сюда приходят капитаны, может они бы и вас пустили.
Вот ведь не повезло-то как! Хотя чую я, вряд ли бы обрадовались капитаны визиту блогеров из Новоуральска.
-А "метеоры" тут есть? - спрашиваем мы.
-Нет. "Метеоры" в Заозерье, это там, где КамГэс.
Заозерье - это жутко далеко отсюда, на другом конце правобережной Перми. Может быть, когда-нибудь съездим и туда.




А ещё было бы здорово посмотреть, как весной эти корабли пробуждаются к жизни. Как запускают свои двигатели и выходят из залива на широкий простор Камы. Только вот лишены мы такой возможности. Работаем.
    Вон на том теплоходе написано "N.V.Gogol". В интернете есть отзывы о нём. Кому-то понравилось, а кто-то жаловался на отсутствие защёлок на двери в душе. Ну и конечно, на теплоходе есть психологи для пенсионеров и вино-водка к ужину. Ладно. Если доживём до пенсии, то купим путёвку и проверим, понравятся ли нам психологи на борту "Гоголя".




Кстати посты охраны тут есть. В разрывах между ржавых стен-бортов стоят вот такие плавучие будки.




И ещё один пост в рубке буксира.




Буксир перекрывает весь вход в залив, где стоят теплоходы. А может его тут поставили, чтобы железных красавцев не унесло течением? Это буксир-толкач. Он нужен для того, чтобы толкать перед собой длинные "ящики для удобрений". В Березниках их нагружают калийной солью, а потом эту соль доставляют, например, в Петербург, где находится "калийный" порт. Там соль перегружают в трюмы уже морских судов. Буксир называется "Шлюзовой-89".




А на том берегу - судоремонтный завод. Здесь же стоят и теплоходы, которым уже не светит выйти на большую воду. Тут стояла и печально знаменитая "Булгария".




А по берегу Камы - сплошные родники. Тут их, наверное, сотни на десятки километров берега. И ко многим идут люди с канистрами.




Один родничок оборудован, правда его порядочно испохабили разные "энтузиасты".




Называется он "Закамский бодрячок". "В Закамске есть такой народ, он весело живёт. Купанье в роднике зимой здоровье им даёт".




И огромная деревянная труба, из которой сплошным потоком хлещет вода. Откуда ж её столько в земле? Я уже писал про пермские родники и про их невообразимое количество, но они не перестают нас удивлять. Кажется, что сотни тонн воды стекают в Каму из глубин земли каждый день.




Наконец-то вылезаем на берег. Вероятно, именно здесь раньше был посёлок, в котором жили рабочие судоремонтного завода. Тут многое осталось с тех времён, когда завод начинался, как детище первых пятилеток. Характерное жильё тех лет. Остатки чего-то замшело-советского. Лет через несколько этого конечно уже тут не будет. Миллионный город надвигается, и скоро всё пригодное пространство будет застроено высотками. Но пока деревянные дома ещё стоят.




Улица Танцорова. Кто такой Танцоров? Директор завода или герой войны? Надо будет посмотреть в Интернете.




Бетонный памятник погибшим рабочим- судоремонтникам.




Якоря возле него.




И вывеска СРЗ. Её так и не демонтировали с советских времён, хотя сам завод успел не раз поменять своё название.




Ну а мы с Алей пойдём дальше. Сначала по улице, потом по берегу Камы. Я хотел вместить всю эту длинную прогулку в один пост. Да не смог. Устал. Постараюсь написать завтра.


Пермский край, Урал

Previous post Next post
Up